Как сообщили накануне российские СМИ, украинская часть стамбульских договоренностей будет продлена на очередные 60 дней. В свою очередь, официальный представитель МИД Мария Захарова заявила во вторник, 16 мая, что в основе шага Москвы по зерновой сделке «будет лежать соблюдение российских интересов». «Инициатива, приносящая односторонние выгоды, вряд ли может быть признана и подтверждена всеми», заметил несколькими днями ранее заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Вершинин.
В последний раз действие сделки продлевали в середине марта, Россия согласилась это сделать только на 60 дней, до 18 мая. В МИД перечислили пять основных «системных проблем», не позволяющих принять иное решение. Это: переподключение Россельхозбанка к международной платежной системе SWIFT; возобновление поставок сельхозтехники и запчастей для нее в РФ; снятие запрета на страхование и доступ в порты российских судов и грузов; разблокирование зарубежных счетов российских производителей минудобрений; восстановление поставок аммиака по трубопроводу Тольятти-Одесса.
Реализации зерновой сделки в целом препятствуют также концептуально разные подходы к формату договоренностей. Евросоюз рассматривает ее не как пакетное соглашение, а как два отдельных, автономных соглашения. Причем их подписанты отличаются: в случае Меморандума о взаимопонимании (о снятии ограничений на доступ российской сельхозпродукции на мировой рынок) это Россия и ООН, а в случае «Черноморской зерновой инициативы» (о создании безопасного коридора для вывоза украинского зерна из трех портов) - Россия, Турция, Украина и ООН. А вот официальная Москва настаивает на пакетном характере сделки, которая недействительна без реализации одного из двух документов, синхронно подписанных в июле 2022 года в Стамбуле.
«Эрдогану продление сделки явно на руку, это добавляет ему политических очков накануне второго тура президентских выборов в Турции, - говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. - А вот с экономической точки зрения ничего не меняется для участников. Украина как вывозила зерно из своих черноморских портов, так и продолжает это делать. Для России же никаких подвижек нет и, похоже, не предвидится. Проблемы с фрахтом судов, страховкой, заходом в порты остаются. Та же тупиковая ситуация - с застрявшими в европейских портах российскими удобрениями, с Россельхозбанком, с аммиакопроводом Одесса-Тольятти, который простаивает не по техническим, а исключительно по политическим причинам».
Словом, продление Черноморской инициативы в нынешнем ее виде не несет Москве никакой выгоды. С позиций российского зернового экспорта (который, кстати, не сокращается в объемах) и, в целом, экономической целесообразности ей, по сути, ни холодно, ни жарко. Что касается конъюнктуры мирового рынка, индекс продовольственных цен (ФАО) остается стабильным, а пшеница в апреле подешевела на 2,3%, до самого низкого уровня с июля 2021 года. Почти ничего не получили от сделки развивающиеся страны Африки, в наибольшей степени нуждающиеся в дополнительном продовольствии (украинское зерно уходило преимущественно в других направлениях). В итоге, резюмирует Масленников, сделка стала заложницей политических игр, которые выхолащивают ее истинное предназначение.
«Да, она позволила сдержать рост мировых цен на продовольствие, прежде всего, на пшеницу, - рассуждает руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. - Но при этом, как следует из отчетов ООН и Всемирной торговой организации, украинское зерно вместо беднейших стран Черного континента направлялось в Европу. В итоге от сделки выиграл, в основном, Киев, тогда как проблемы у российских экспортеров остались: обязательства по отношению к ним не выполнены, сохраняются все ограничения на банковские платежи, страховки, затруднен вывоз из РФ продукции АПК, удобрений».