Недавно в Столешниковом переулке, заметно опустевшем после ухода из РФ львиной доли магазинов люкс-сегмента, открылся бутик российского бренда родом из Екатеринбурга. Ничего так, кстати, бренда — одного из пионеров отечественного импортозамещения. Цены там когда-то были чуть выше среднего — ну ладно, мы ж входим в положение и понимаем, что российскому молодняку сложно тягаться с гигантами! — зато качество вроде приличное. Казалось бы, в нынешних реалиях — живи, работай, продавай и радуйся!
Но нет — так скучно. Придумали новшество — пускать клиентов по записи. Желаешь «просто посмотреть», примерить, выбрать платьице? Записывайся.
«Для вашего комфорта мы вводим новую опцию — возможность забронировать визит в магазин. Предупредите нас, в какой день и во сколько хотите прийти — мы будем ждать вас», — сказано на сайте бренда. Там же уточняется: нет-нет, мол, просто так прийти тоже можно, но если народу будет многовато, то лишним незапланированным клиентам откажут в обслуживании. Вот так-то!
Что ж, полдень в будни — самое время проверить.
— Добрый день! Вы записывались?
Изображаю полнейшее недоумение:
— К вам записываться надо?! Это как — как на маникюр, что ли?
Другие ассоциации — с визовым центром, МФЦ и женской консультацией — все-таки удерживаю на языке.
— Да, у нас новые правила посещения магазина, — рапортует девушка, — нужно записываться. Это сделано для того, чтобы шопинг был более комфортным, чтобы консультанты могли уделить время каждому...
Значит, жанр «просто побродить по залу» здесь теперь не приветствуется. Ясненько.
— ...но сейчас у нас есть свободные слоты, так что вы можете пройти, — любезно приглашает она. — К вам подойдет кто-то из консультантов.
Ишь ты — «свободные слоты»! Прохожу в зал и оглядываюсь: помимо меня, кажется, здесь лишь одна покупательница, и еще кто-то явно копошится в примерочной.
Одно из возможных оправданий приема по записи, которое пытались найти участники дискуссии в Интернете — мол, может быть, просто помещение маленькое, люди будут толкаться? — отпадает сразу: магазин огромный, два больших зала плюс мужской отдел в цокольном этаже.
— Желаете чай, кофе или воды?
Что же, стакан воды в теплый майский день никогда не бывает лишним — и за попытку сыграть по правилам премиального бренда поставим ребятам «зачет». Следующий консультант подходит только через несколько минут и уже со стандартными вопросами: могу я вам помочь, может быть, ищете что-то конкретное?
Почему бы нет? Загадываю загадку, ответ на которую и вправду мог бы быть мне интересен: мол, хочется какую-нибудь летнюю кофточку, но не рубашку и не футболку, не спортивную... Продавщица хмурится.
— Может быть, я покажу вам наши льняные рубашки?
— Нет, спасибо, рубашек хватает.
— Может, вот такую майку?
— Нет, спасибо, спортивный стиль не интересует.
Продавщица хмурится еще раз — задачка не решается! — и мы возвращаемся к формуле «Спасибо, если нужна будет помощь, позову вас».
Брожу по залу примерно четверть часа — новых клиентов не вижу. Но, может, это потому что полдень и будни?
Теперь открываем опцию «Забронировать визит» на сайте. Бронировать можно строго раз в полтора часа. Не успел на 10.00? Значит, следующее «окошечко» будет уже в 11.30, не раньше. На каждый временной слот — пять вакантных мест. И если пощелкать по календарю, выбирая рандомные даты и время, обнаружишь, что ажиотажа-то и нет — ну разве что на вечер воскресенья кто-то что-то забронировал (и свободных мест осталось четыре).
Вот и что это? Искусственное подстегивание интереса? Или — еще одна теория? — может, был запрос на некую конфиденциальность покупок? Вряд ли... Тут скорее уж вспоминается анекдот — почему, мол, этот неуловимый Джо такой неуловимый? Да потому что он на фиг никому не нужен.
В интернет-жаргоне такое называют «завышенным ЧСВ» — чувством собственной важности. Если попроще — корона на уши давит. Что, казалось бы, должен делать российский бренд сегодня, когда есть возможность «импортозамещаться» на всю катушку? Уж точно не закрывать двери перед потенциальными покупателями. Да и очередь в примерочную куда лучше создаст иллюзию (или не иллюзию?) высокого спроса, чем диалог в стиле «Вы бронировали? Нет? Тогда простите».
Кстати, есть и другие тенденции. Ну, то что все подорожало — и если пару лет назад здесь можно было купить платье за 5–7 тысяч, а теперь оно стоит минимум 15, — это мелочи. Интереснее другое. Во-первых, куда-то испарился раздел SALE, где раньше можно было найти кофточку с 70-процентной скидкой и примечанием «последний размер». Зато — новинка! — появились кашемировые пальто стоимостью 159 980 рублей. Прикольно. Если подключить немного фантазии, в этом можно увидеть хитрую ролевую игру внутри мира моды. Молодой прогрессивный бренд играет по законам и жанру «тяжелого люкса» — мы, мол, выше всяких распродаж! — и заодно предлагает клиентам дорогущие «пальто-инвестицию». Значит-с, арендовали помещение в Столешниковом переулке — и как будто вступили в премиум-клуб? Ну-ну. Вот только дьявол, кажется, их одежду пока не носит.