Театр начинается с вешалки, а полёт – с дьюти-фри. Покупать перед путешествием новые духи или помаду для многих было традицией. Такая возможность никуда (вроде бы!) не делась – дьюти-фри работает, там даже недавно реконструкция была, но что-то неуловимо изменилось.
Только-только успеваешь убрать в сумку паспорт и посадочный талон и приблизиться к прилавкам с предполагаемым беспошлинным изобилием, как тебе наперерез бросается – как будто ты ее последняя надежда на процент с продаж! – знойная дама-консультант:
– Попробуйте, у нас много новенького, вкусненького!
Не удерживаюсь от шпильки:
– Вкусненькое, наверное, лучше поискать не у вас, а в кондитерской?
– А у нас такие ароматы! – не растерялась дама. – Вкусненькие.
Ладно, вкусненькие так вкусненькие – что ж поделаешь… Прошу показать, что же такого здесь могут предложить.
Чуда не случается – ассортимент предсказуем. Всё, что есть в сетевых парфюмерных магазинах в Москве, есть и в дьюти-фри. Всего, чего давно уж не в сетевых парфюмерных магазинах в Москве, нет и в дьюти-фри.
– Вы ищете что-то конкретное?
Ну, может быть, ищу… Навскидку произношу пару названий духов, которые и вправду с радостью бы купила, если бы они вдруг здесь нашлись. Но чуда снова не случается.
– Нет, простите, этого нет… А давайте мы вам другой аромат подберём? – консультант не сбавляет обороты.
Не дожидаясь, пока снова прозвучит вольное переосмысление реплики: «Птичка, полетели туда, там много вкусного!», вежливо прощаюсь с дамой – и ещё раз окидываю торговый зал взглядом. Да, всё и вправду как в любом московском магазине.
На прилавках тех брендов, которые торжественно сообщили о своём уходе из России ещё весной 2022 года, пустота – если и осталось что-то из Chanel, Hermes или Dior, то разве что остатки былой роскоши. Те бренды, которые всё ещё продолжают что-то привозить в Россию, пусть даже по параллельном импорту, радуют привычным ассортиментом, а иногда даже новинками.
Кстати, как раз вижу одну из таких новинок, о которой читала буквально на днях. Подхожу к стойке, беру в руки флакон-тестер – и рядом тотчас материализуется очередной консультант.
– Я могу вам помочь?
– Спасибо, я хотела бы попробовать вот этот новый аромат.
– А давайте подберём вам что-нибудь из нашего бренда?
Консультант, кажется, оказалась представителем конкурента – и упускать потенциальную покупательницу не готова. Не так-то нас тут много сегодня.
– Нет, спасибо, я хотела бы попробовать именно этот аромат.
– У нашего бренда много интересных новинок!
– Спасибо, я хотела бы попробовать именно этот аромат.
Режим робота-автоответчика – повторять одну и ту же фразу с одной и той же интонацией, пока собеседник не поймёт, – всё-таки помогает. Залог успеха здесь – не нервничать и не раздражаться. Спокойно делаю то, что хотела – брызгаю на руку интересующие духи, – вежливо киваю и ухожу восвояси. Да, надо признать, что в Москве в последние годы мы здорово отвыкли от такого уровня назойливости консультантов – городские интроверты всё же заставили их принять свои правила торговой игры.
Медленно продвигаясь к нужному выходу на посадку, изучаю огромный дьюти-фри дальше. Чуть поодаль от магазина-гиганта – ещё один, менее заметный, но на поверку куда более… хм, насыщенный. Здесь только парфюмерия, причём та, которую принято называть «нишевой»: та, которая в обычных сетевых магазинах и не обязана быть. Причём – внезапно! – она тут и вправду есть, не только опустевшие флаконы-тестеры стоят.
Судить об уровне цен – выгодно всё-таки здесь покупать или нет? – удобнее всего по хорошо знакомым флаконам. Вот, 125 мл шанелевской туалетной воды, которая не то чтобы ушла из Москвы, а вовсе даже не успела туда прийти – санкции грянули раньше, чем новинка 2022 года добралась до РФ. Я купила этот флакон минувшей осенью в дьюти-фри Антальи – за 130 евро: то его «родная» цена, на официальном сайте он оценен примерно во столько же. Здесь же за него просят 280 евро. Хорошая такая разница! Если что, по сегодняшнему курсу – 25 тысяч рублей с ма-а-аленьким хвостиком.
Сравним ещё раз: в интернет-магазинах, добывающий сегодня параллельный импорт, такой флакон продают за 23 тысячи рублей. Ну и кому при таких раскладах нужен этот ваш дьюти-фри?
Зато на соседнем прилавке – хорошее предложение! Широко известное в узких кругах творение одного из «нишевых» французских парфюмеров – ландыши, цитрусы, мускус, «аромат чистоты и хрустящих простыней» и прочие красочные описания. В «параллельном» интернет-магазине – 6489 рублей за один мини-флакончик 11 мл. В дьюти-фри – 118 евро за набор из трёх(!) таких миниатюрок. Вот тут и вправду выгодно.
Только есть нюанс. Кто сегодня улетает из международного зала? Смотрим на табло: Белград, Минск, Ереван, Ош, Баку, Бангкок, Бишкек, Стамбул, Самарканд… Ну, рейсов в Лондон-Париж никто и не ждал, про закрытое небо все помнят. Большинство в этом списке – рейсы в страны ЕЭАС, а для пассажиров таких рейсов цены будут слегка повыше. Не так уж плохо, если вспомнить, что ещё год назад тех, кто летит в Ереван или Ташкент, вообще в дьюти-фри не пускали, – но всё-таки беспошлинная торговля уже выглядит не такой уж беспошлинной.
– Ищете что-то конкретное? – врывается в размышления голос очередной консультантки.
Скорее из спортивного интереса вновь называю интересующие товары. И здесь тоже глухо.
– Посмотрите вот там, у соседей. Они только на днях открылись после реконструкции, у них должны быть новые поставки, - советует девушка.
Развожу руками: нет, мол, была у ваших соседей, у них сплошь пустые полки и грустные прогалины. Делаю комплимент:
– У вас, кстати, ассортимент поинтереснее, я тут много хорошего вижу.
– Так у нас старые запасы со склада, - теперь очередь продавщицы разводить руками, - когда они закончатся, у нас тоже ничего не будет.
Вот и поговорили.
Здесь, кстати, импортозамещаться пока не начали. Если на прилавках – пустота, то там именно честная пустота, а не попытки выставить вместо продукции дома Диора творения какого-нибудь молодого и подающего надежды российского парфюмера.
Вывод напрашивается только один: все пассажиры международных рейсов куда-то летят – стало быть, полетят они и обратно. И вот в дьюти-фри на обратном пути – в Стамбуле, Ташкенте, Белграде или Ереване – счастье может улыбнуться по куда более адекватной цене и в куда большем ассортименте.
Впрочем, честная пустота и дефицит – удел только парфюмерного отдела. В той части дьюти-фри, где граждане закупаются перед полётом алкоголем, всё благополучно – если какие-то конкретные товары и пропали, то их отсутствие сумели грамотно замаскировать аналогами: нехватку любимой марки виски заметят только те, кто пришёл конкретно за ней. Однако большинство алкогольных напитков – в наличии. Цены не впечатляют. Кому нужна бутылка за 12 евро, если в любом супермаркете ее можно взять по акции за 1099 рублей?
Ну а живее всех живых в зоне международных вылетов – киоск, торгующий чёрной икрой. Самая маленькая баночка объёмом 35 мл стоит 7300 рублей, а за самую большую, двухсотграммовую, просят 56 тысяч.
– Вы не сомневайтесь! Вся икра натуральная, без добавок!
Не сомневаюсь: тут бояться нечего – в вопросах чёрной икры мы на импорт из недружественных стран точно не завязаны!