Понятно, что на рынке труда серьезно сказались геополитические перипетии прошлого года: в ходе мобилизации было призвано более 300 тыс. человек, а еще 700 тыс. граждан эмигрировали за границу, согласно оценкам Кремля. На этом фоне власти подготовили законопроект о том, что работающие за границей более полугода граждане должны будут платить 30-процентный налог. Напомним: в настоящее время НДФЛ взимается в размере 13% для налоговых резидентов России с годовым доходом менее 5 млн рублей и 15% — если он превышает эту сумму. Столько же следует платить государству работающим в России нерезидентам. Все иные доходы физлиц-нерезидентов облагаются налогом в 30%. При этом налоговое резидентство утрачивает физическое лицо, которое находится за пределами территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение года. Таким образом, за всех уехавших за границу после 21 сентября и не вернувшихся на родину, но сотрудничающих с отечественными компаниями граждан, с будущего года их работодатели будут обязаны платить повышенный налог. Но только если они работают по устным соглашениями, в качестве самозанятых, по договорам ГПХ, так как Минфин разъяснил, что поправки не коснутся лиц, заключивших трудовые договоры. Для последних выплаты будут облагаться налогом по прежней ставке.
По мнению профессора Финансового университета при Правительстве РФ Алексея Зубца, главная цель законопроекта — это воздействие на «небогатых» уехавших, для которых выплата 30% налога будет ощутимой. Но таких людей, по подсчетам эксперта, немного. «В прошлом году говорили о 700 тыс. уехавших, из них работающих около 300 тыс., из них 100 тыс. человек уже вернулись, — поясняет эксперт. — то есть на кону вопрос о возвращении 200 тыс. человек. Это примерно равно населению небольшого города средней полосы России. Для рынка труда никакой серьезной роли эти люди не играют. Тут скорее политический сигнал, что Россия в этих людях нуждается гораздо меньше, чем ранее».
Разговоры о необходимости навести порядок в налогообложении уехавших ведутся давно, но было много разночтений, а теперь ситуация стала яснее. «Если поправки будут внесены, то в ст. 208 НК РФ появится однозначность толкования, какие доходы будут признаваться полученными от источников в Российской Федерации, — продолжает тему старший вице-президента ИК Fontvielle Анастасия Хрусталева. — Ясность всегда лучше, чем неоднозначность, особенно если это касается норм права. Но очевидно, что для «удаленщиков» эта новость повлечет значительные финансовые потери: и так из-за курсов валют их доходы не являются стабильными». Сложно предугадать, вернется ли большая часть высококвалифицированных работников из-за повышения налогов в Россию, скорее, они будут искать возможности менять работодателя и трудиться на иностранные компании, полагает юрист.
По словам основателя консалтинговой группы vvCube Вадима Ткаченко, новый законопроект в основном коснется сотрудников коммерческих компаний, так как в госсекторе с уехавшими либо уже расстались, либо им запретили работать за границей. Для самих коммерческих компаний это означает увеличение нагрузки на зарплатный фонд и рост отчислений, а также им придется контролировать нахождение работников в России или за ее пределами, чтобы не столкнуться с претензиями от налоговой службы. «Нерезидентов раньше никто толком не отслеживал, — указывает старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Полина Гусятникова. — Теперь же, вероятнее всего, государство будет отслеживать, является ли гражданин резидентом или нет, и в соответствии с этими данными начислять налоги». По мнению эксперта, это не представляет особой проблемы: миграционной службе достаточно лишь передавать данные в налоговую инспекцию. Таким образом, у ФНС будет информация о том, кто когда въехал, и выехал и сколько дней гражданин находился за пределами РФ, поясняет юрист.