Иностранные СМИ сообщают о том, что украинские чиновники ищут инвесторов, готовых вкладывать деньги в экономику страны. Для этого им предлагается приобрести стратегические активы. По словам главы Фонда государственного имущества Незалежной Рустема Умерова, "за счет продажи госкомпаний Украина может заработать более $400 миллионов долларов и еще $190 млн может поступить от аренды сельскохозяйственных угодий". Чем же готова пожертвовать Украина ради выгоды?
Большинство продаваемых предприятий так или иначе фигурируют в коррупционных скандалах, их неоднократно пытались приватизировать, но всякий раз эти попытки срывались.
Например, фармакологический завод «Индар» в Киеве, выпускающий порядка 60% украинского инсулина и имеющий стабильные выходы на иностранные рынки сбыта. «Производитель качественных препаратов с полным циклом. Всё технологии собственные», – описывает его один из сотрудников. Завод, большинство акций которого принадлежит государству, а остальные — польской компании, ещё в далёком 2011 году попадал в скандал из-за попытки рейдерского захвата. С просьбой помешать его приватизации работники завода тогда даже обращались к президенту Виктору Януковичу. Что создало общественный резонанс и помогло спасти от захвата, но не от новых коррупционных скандалов – из-за присвоения топ-руководством огромных средств и имущества «Индара».
Другое стратегическое предприятие, которое отправится на торги, называется «Объединенная горно-химическая компания». Оно является крупнейшим в Европе производителем ильменитового, циркониевого и рутилового концентратов, а также крупнейшим добытчиком титановой руды в мире. В 2020 году её руководитель Питер Дэвис оценил ОГХК как лакомый актив для иностранных инвесторов.
У фабрики серьёзные филиалы: по данным СМИ, в 2019 году предприятие владело Вольногорским горно-металлургическим комбинатом в Днепропетровской области, Иршанским горно-обогатительным комбинатом в Житомирской. Незалежная неоднократно пыталась продать «ОГХК», выставляя его на торги и объявляя аукционы по продаже имущества, но приватизация каждый раз срывалась и переносилась. Похожая ситуация происходила и с энергогенерирующей компанией «Центрэнерго», которую прежде не смогли продать и теперь снова выставляют на торги.
Приватизация затронет крупные металлургические предприятия в Запорожье. Запорожский производственный алюминиевый комбинат и Запорожский титаново-магниевый комбинат – единственный в Европе производитель губчатого титана. Год назад половина акций этого завода решением суда перешла в собственность Украины от миллиардера Дмитрия Фирташа.
Одним из самых важных в списке идущих на продажу активов страны, по мнению экспертов, можно считать Одесский припортовой завод – производитель аммиака, карбамида, жидкого азота. Завод, в разное время контролировавшийся олигархом Игорем Коломойским и экс премьер-министром Арсением Яценюком, пытаются приватизировать с 90-х, но как и в ситуации с ОГХК, продажа каждый раз не удавалась, в том числе из-за отсутствия покупателей на проблемное предприятие, цену на которое в СМИ оценивали в два миллиарда долларов.
Выставить предприятия в очередной раз на торги – несложно. Вопрос в другом: кто в нынешних условиях готов вложиться в неоднозначные активы? В СМИ и политических Telegram-каналах называется одна из крупнейших в мире международная инвестиционных компаний «BlackRock», чья штаб-квартира располагается в Нью-Йорке, в Незалежной» американцы работают через сеть дочерних компаний. О том, что президент Зеленский заключил договор с «BlackRock» о «восстановлении Украины», стало известно ещё в прошлом году.
Но не рискует ли инвестор, покупая заводы в стране со слабой экономикой, политической нестабильностью и участием в боевых действиях? «Если завод будет разрушен даже частично, всегда можно требовать компенсацию у тех, кто его разрушил. Международное законодательство, всё такое. А еще можно и перепродать важный инфраструктурный объект дороже раза в три. Купить за бесценок, а потом продать той стране, которая претендует на территорию или на сам завод. Покупаешь за 100 млн гривен, меняется власть – кричишь благим матом, что завод терпит убытки (или шантажируешь другую сторону) – продаешь за 500 млн. Профит», – пишет Telegram-канал «Типичная Одесса».
По мнению украинского политолога Василия Стоякина, предприятия уйдут по остаточной стоимости, близкой к нулю, а потому покупателю волноваться не о чем.
«Мы помним, как происходило в 90-е годы, – рассказал «МК» эксперт. – Если предприятие ненужное, то его можно просто уничтожить, порезать оборудование на металлолом и забыть об этом активе, как о страшном сне. А если предприятие нужное, то будет работать».
– Почему Украина готова продавать ценнейшие активы за такую маленькую стоимость?
– Насколько я понимаю, у украинского руководство в принципе никто и не спрашивал, желают они получить прибыль или нет. Это элемент расплаты Украины за тот евроинтеграционный курс и за ту помощь, которую она получает от НАТО. Платить как-то надо, но денег нет, поэтому платит, чем есть – землёй, предприятиями. Желающих купить найдётся достаточно.
– Можно ли назвать происходящее рейдерским захватом?
– Обычная приватизация. Такая, какой мы её знаем. Как в 90-х, но без ваучеров.