- Майские праздники не за горами. Скажите, оправдался ли прогноз турагентств о пятикратном росте цен на авиабилеты?
- Нет. Предпосылок к такому подорожанию нет и не было никаких. Информация была озвучена, вероятно, с целью подстегнуть потребительский спрос на поездки, вызвать ажиотаж. На майские выходные большая часть билетов уже распродана. Потребители, в основном, покупают билеты заранее, а не в последний момент. Потому что люди понимают: если они хотят куда-то полететь на морские праздники, то им придутся решить вопрос заблаговременно. В противном случае или поездка может сорваться, или за билеты придется выложить крупную сумму. Но даже в этом случае тариф будет дороже, например, в два раза, но никак не в пять. Последние билеты на рейсы всегда стоили дороже и тем, кто решает улететь «на флажке», приходится доплачивать.
- Выходит, авиабилеты на майские выходные подорожали, но рост цен не превышает показатели прошлых лет?
- Детального анализа пока нет. Статистика по проданным билетам и ценам будет уже после праздников. Но, по моему прогнозу, динамика роста цен (в процентном соотношении) не будет отличаться от допандемийных результатов. Сравнивать с 2020-2022 годами некорректно: там у нас были то волны пандемии, то санкции. География полетов ограничена. В другие страны летать дорого. Такой динамики пассажиропотока по России тоже раньше не было. Сейчас же из-за отсутствия альтернативных маршрутов люди стали чаще путешествовать по регионам своей страны. В итоге, после майских праздников-2023, мы будем иметь уникальную динамику, с которой будем проводить параллели в дальнейшем.
- Как у россиян изменился горизонт планирования отдыха на праздники?
- Раньше бронировали за 3-4 месяца. Сейчас где-то за месяц. И это считается ранним бронированием. Мировая политическая ситуация так нестабильна, что планировать путешествие стало чрезвычайно сложно и рискованно. Например, буквально недавно было несколько неприятных ситуаций с «дружественными» нам странами, когда они ограничивали полеты наших самолетов. Можно нарваться на очередные ограничения и попасть на неблагополучный рейс. Другой фактор нестабильности - это курс рубля. Все это в совокупности вынуждает потребителей планировать поездки ближе к делу, что сильно ухудшает состояние туриндустрии, авиаиндустрии. Если раньше за счет ранних бронирований у отрасли были оборотные средства (по сути, она кредитовалась за счет клиентов), то теперь такого нет. Сейчас только компания получила деньги, сразу отдала на обслуживание лайнера, керосин или что-то ещё.
- Если не привязываться к ценам именно на майские праздники, то как изменятся тарифы на авиабилеты в этом году?
- Я прогнозирую, что цены вырастут на 10-15% в среднем по году, если никаких глобальных геополитических потрясений не произойдет.
- Как потребителям сэкономить на авиаперелете?
- Не пытайтесь выбрать топовые рейсы. Порой лучше себя в чем-то ущемить, но при этом существенно сэкономить. Например, путешественники чаще всего выбирают утренние рейсы. Почему? Потому что это удобно – успеешь прилететь. Добраться до отеля и устроиться. Но так как спрос на такой вариант высокий, то и цены можно увидеть соответствующе. А вот если выбрать, допустим, ночной вылет или вечерний, но можно сэкономить значительную сумму. Аналогичная ситуация и с днем вылета. Билеты на рейс 1 января будут намного дешевле, чем на 31 декабря. С майскими праздниками то же самое. Самолет - это всего лишь вид транспорта. Можно немножко потерпеть ради существенной выгоды.