По сути, вся ценовая статистика, связанная с одним из символов Пасхи, - от лукавого. Можно подсчитать, насколько за определенный период времени подорожали те или иные ингредиенты, да и сама выпечка в целом, но в данном случае эти вещи явно отходят на дальний план. Тем не менее потребительских исследований накануне праздника появилось множество. Согласно одному из них, подготовленному с помощью искусственного интеллекта, россияне в среднем израсходуют на куличи (или их самостоятельное изготовление) 318 рублей – на 11% больше по сравнению с прошлым годом и на 44% - по сравнению с 2021-м. Выяснилось также, что 59% покупают к празднику один кулич, 22% - два, 19% - более двух.
Исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков поделился с «МК» своими расчетами стоимости пасхальной выпечки. Он взял классический рецепт, в котором для приготовления нужно: 350 граммов муки; 170 миллилитров молока; 2 куриных яйца; 100 граммов сахара; 70 граммов сливочного масла; 100 граммов сухофруктов; для глазури – 2 яичных белка и 100 граммов сахара. По официальным данным Росстата, цены на молоко, сливочное масло и сухофрукты выросли соответственно на 12,2%, 10% и 19,5% (в феврале 2023-го к февралю 2022-го). А в общем процентном соотношении кулич подорожал на 5,4%, с учетом снижения стоимости других ингредиентов, подсчитал Востриков.
Что касается пасхального стола (набор из кулича, десятка яиц и пасхи), он сейчас обойдется россиянам на 12-20% дороже, в основном за счет творога, сгущенного молока и сливочного масла, говорит доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ имени Плеханова Мария Долгова. По ее словам, в разных магазинах и маркетплейсах куличи массой в полкило продаются по цене от 140 рублей до 1,5 тысячи.
Между тем, поскольку рецептов не перечесть, стоимость может варьироваться в зависимости от массы, набора используемых ингредиентов и пропорций. Поэтому, кстати, в корне неверно (как это предлагают некоторые энтузиасты в соцсетях) рассчитывать «индекс пасхального кулича», - по аналогии с американским индексом бигмака, данные по которому с 1986 года публикует журнал The Economist. Сопоставление цен на бургер в разных странах (как показатель инфляции и покупательной способности местной валюты относительно доллара США) является вполне репрезентативным, поскольку по всему миру в это изделие фастфуда входят одни и те же продукты в одинаковых пропорциях.
«Пасхальный кулич в среднем подорожал не выше уровня инфляции за прошлый год в 11%, - говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. - Но люди, которые его берут в магазинах или пекут сами из купленных заранее составляющих, этого почти наверняка не ощущают. Ведь Пасха – большой праздник, который к тому бывает лишь раз в году. Он вне каких-либо ценовых категорий. И речь не только о верующих. Люди истосковались по положительным эмоциям, за которые готовы платить любые деньги. Им важно освободиться, пусть ненадолго, от груза бесконечных проблем, испытать просветление, радость. В прошлом и позапрошлом (пандемийном) годах многим было явно не до этого. А раз растет спрос на куличи, растут и цены».
Кстати, резюмирует Масленников, меняется и номенклатура предложения: в частности, в магазинах можно встретить заметно больше совсем маленьких, «одноразовых» куличей – не на семью, а на человека.