Как написал Шульгинов в письме, направленном в правительство (его цитируют СМИ), в связи с отказом от наших энергоресурсов европейскими потребителями, а также из-за добровольного сокращения добычи уровень производства углеводородов в России может оказаться гораздо ниже, чем даже в пандемийный период. Более долгосрочные прогнозы кажутся вообще катастрофическими. Как полагает министр, поскольку моментально переориентировать отечественные экспортные потоки «голубого топлива» с западносибирских месторождений на новых зарубежных потребителей невозможно («для этого нужно создавать новую инфраструктуру»), к 2040 году газодобыча в нашей стране рискует сократиться на треть — до 460 млрд кубометров. Таких низких производственных объемов наши разработчики подземных кладовых не припомнят с 70-х годов прошлого века.
Причинами падения добычи «голубого топлива» является возможное истощение легкоизвлекаемых запасов сеноманских (самый верхний пласт залегания углеводородов. — Авт.) залежей Западной Сибири. Добыча именно на этих месторождениях оказалась в основной зоне риска. По оценке Росстата, в 2022 году наши компании смогли отправить как отечественным, так и зарубежным потребителям немногим более 670 млрд «кубов» газа. В сравнении с 2021-м, когда добыча составила 763 млрд кубометров, отставание выглядит весьма существенным.
Однако падало не только предложение, но и спрос на энергоносители. По оценке Евростата, с августа 2022 года по январь 2023-го страны Старого Света сократили потребление газа более чем на 19%, уронив расход этого вида энергоресурсов до самого меньшего сезонного показателя за последние пять лет. В отдельных странах Европы потребление газа упало на 40-50%. Для подготовки стратегических запасов подземных хранилищ к будущему отопительному сезону страны ЕС решили еще на год продлить соглашение о добровольном сокращении потребления углеводородов.
«Темпы снижения производства «голубого топлива» в нашей стране приобретают лавинообразный характер, — считает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — За январь-февраль добыча газа в России в годовом выражении упала на 9,5%. В дальнейшем производственные показатели могут ухудшиться из-за остановки двух крупных маршрутов в Европу: трубопроводов «Ямал-Европа», поставки по которому ограничены в связи с западными санкциями, и «Северный поток», разрушенного вследствие диверсий. В свою очередь, наращивание экспорта по направленной в азиатском направлении магистрали «Сила Сибири» сможет компенсировать лишь менее десятой части выпавших объемов».
Между тем, как полагает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, отечественным сырьевым предприятиям вполне по силам в ближайшем будущем ответить на энергетические вызовы новых зарубежных торговых партнеров и обеспечить стабильную ситуацию на национальном топливном рынке. Сеноманские залежи, находящиеся на глубине всего в 1-1,7 км, представляют собой главным образом скопления метана и, соответственно, не требуют затрат на переработку. Многие десятилетия эти углеводородные пласты обеспечивали до 80% производства отечественного «голубого топлива». Впрочем, стоит учесть, что «Газпром» располагает самыми богатыми запасами «летучего» сырья на планете. Доля монополии в мировых ресурсах составляет 15%, а в российских — равняется практически 70%. По разным оценкам, отечественный годовой потенциал добычи составляет около 1 трлн млрд кубометров. Запасов уже доказанных углеводородных житниц, а также еще не разработанных месторождений обещает хватить примерно на 80-100 лет.
Впрочем, с освоением перспективной ресурсной базы могут возникнуть проблемы. По словам Сергея Суверова, за прошлый год отечественный энергрынок покинули несколько крупнейших иностранных сервисных компаний, которые помогали российским партнерам обустраивать и ремонтировать скважины, а также использовать элементы повышения отдачи энергоносителей. «В результате себестоимость добычи может повыситься, так как придется искать альтернативных поставщиков столь необходимого оборудования. Не исключено, что определенное количество скважин придется закрыть, — считает эксперт. — В последнее время политика российских добывающих холдингов, принадлежащих государственному сектору, была направлена на распределение существенной доли прибыли между акционерами в виде щедрых дивидендов. Возможно, во избежание падения производства в будущем придется переложить часть сокращающихся доходов в пользу увеличения инвестиционных статей».