По данным The Financial Times, представители Минфина США встретились с менеджерами крупнейших международных трейдерских компаний Trafigura и Gunvor. Часть переговоров состоялась во время энергетической конференции CERAWeek, которая прошла на этой неделе в Хьюстоне. «Американцы активно нас призывали возобновить поставки нефти», - сообщил FT один из менеджеров.
Дело в том, что глобальные трейдеры, включая Trafigura, Vitol и Gunvor, свернули (полностью или частично) бизнес с Москвой еще в прошлом году, выйдя из совместных проектов с российскими энергетическими компаниями. Сделали они это по двум основным причинам: во-первых, из-за серьезных репутационных рисков, во-вторых, опасаясь на волне вторичных санкций потерять поддержку банков, предоставляющих им кредитные линии на миллиарды долларов. В результате России приходится сегодня опираться на трейдеров меньшего калибра, чтобы доставлять нефть в страны Азии. Причем сырье транспортируется зачастую на старых танкерах, которые не имеют западной страховки и в глазах заказчиков выглядят откровенно небезопасными.
Что касается Вашингтона, возглавившего инициативу G7 по введению ценового лимита в $60 за баррель, он преследует две цели: с одной стороны, - ограничить доходы Кремля от продажи энергоносителей, а с другой – не препятствовать дальнейшему поступлению российской нефти на рынок. Ведь если в результате отсутствия российской нефти на глобальном рынке возникнет дефицит, это приведет к неконтролируемому взлету цены барреля. Двойственность и двусмысленность задачи делает ее практически невыполнимой. Как признаются сами трейдеры, в реальности США весьма слабо контролируют соблюдение условий ценового потолка, смотрят на это сквозь пальцы.
«Позиция глобальных перевозчиков, отказывающихся приобретать сырье из России по цене не выше $60, делает Америку пострадавшей стороной, - объясняет руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – На мировом рынке дорожает нефть, а в США, в свою очередь, - бензин, один из краеугольных камней социальной стабильности в этой стране. В прошлом году его стоимость выросла в несколько раз: в среднем, с $1,4 за галлон до $5,5, что вызвало сильное недовольство граждан и заставило Белый дом оправдываться и принимать экстренные меры. В частности, США вынуждены были выбросить на рынок сырье из своих стратегических запасов».
России эта история с переговорами между официальными американскими лицами и нефтетрейдерами сулит прямую выгоду. Например, частично снимаются риски введения вторичных санкций. Кроме того, рассуждает Деев, появляется перспектива, что в дальнейшем компании в Китае, Индии и Турции не будут снижать объемы закупок российского сырья. А международные трейдеры, ранее отказавшиеся иметь дело с Москвой, начнут снова понемногу оформлять контракты. Все это позволит нарастить экспорт и, соответственно, доходы бюджета.
«В США явные проблемы с инфляцией: в последние месяцы процесс ее сокращения застопорился, и без дополнительного удешевления энергоносителей ценовая динамика может стать совсем уж неблагоприятной для американской экономики и лично президента Байдена, - говорит аналитик TeleTrade Алексей Федоров. – Так что смягчение позиции по российской нефти (даже если в реальности его не произойдет) может быть воспринято участниками торгов как сигнал к увеличению предложения сырья из РФ. На фоне снижения спроса из-за замедления мировой экономики это отправит котировки ниже $80 за баррель Brent».
На взгляд Федорова, США хотят также продемонстрировать, что потолок цен на российскую нефть является по-настоящему эффективным санкционным механизмом. А для этого необходимо, чтобы Россия оставалась в поле западной логистической инфраструктуры, в противном случае (при полной утрате контроля над поставками из РФ со стороны США) подобным альтернативным путем могут пойти и другие страны. Так что при кажущейся выгоде подобных послаблений, Москве очень важно занимать максимально жесткую позицию в отношении ценового потолка, продолжая создавать и развивать альтернативную систему поставок.
«Главный мотив, которым руководствуется администрация Байдена, - не допустить резкого сжатия предложения, чреватого неконтролируемым подорожанием нефти, - вторит коллегам ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Американцам нужно, чтобы цены держались на уровне $80 за баррель, соответствуя среднегодовому прогнозу Минфина США и позволяя сбивать внутреннюю инфляцию. Аналитики в Вашингтоне хорошо осознают все риски для экономики страны. В частности, тот момент, что добыча сланцевой нефти находится на пике, и что форсировать ее не удастся. Ничего хорошего не несет Штатам и недавнее решение Саудовской Аравии повысить отпускные цены на нефть для потребителей в Азии и Европе».
Для России же важно, чтобы котировки сорта Brent удерживались в предсказуемом коридоре, поскольку это позволяет лучше понимать и контролировать динамику поступлений в бюджет от сырьевого экспорта. Соответственно, резюмирует Масленников, нынешняя инициатива США нам явно на руку.