Сильнее всего перед Международным женским днем выросли цены на заграничные путешествия. По данным Росстата, к примеру, поездка в Турцию стала дороже в этом году на 107% по сравнению с непростым 2022-м годом.
Традиционный подарок в виде парфюмерии или косметики также будет ощутим для кармана. Цены на эту продукцию увеличились на треть.
Стоимость шоколадок и других сладостей изменилась чуть меньше — «всего» на 20% за минувший год, что почти в два раза превышает официальную инфляцию, которую тот же Росстат в феврале фиксировал на уровне немногим выше 11,6%.
Стоимость похода в ресторан с любимой женщиной для мужчин будет на 9% дороже, чем годом ранее. Цены на одежду в преддверии праздника увеличились на 8%. Поход в театр стал дороже на 7%.
Дешевле всего обойдется мужчинам подарок в виде мягкой игрушки. Их стоимость выросла лишь 5%. А из событийных сюрпризов, экономных для кошелька, лучше всего выбрать кино: цены на билеты там увеличились лишь на 1% за год. Но это только данные Росстата.
Из неохваченных популярных подарков остались цветы и украшения. Цены на букеты в преддверии праздника «кусаются». По данным исследования сервиса интернет-эквайринга «Тинькофф Касса» и проекта Tinkoff Data, стоимость цветов перед 8 Марта в этом году взлетела на 23% по сравнению с февралем. А вот в сам праздничный день эксперты ожидают, что стоимость букетов, наоборот, снизится на 10%. По мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, сэкономить на покупке цветов можно либо сделав заказ заранее, желательно с применением промокода, либо купив их уже после праздника, когда цены вновь упадут. Также можно попробовать купить букет не в ближайшем цветочном киоске, а на цветочном рынке (можно даже оптовом), зачастую цены на них там ниже.
Стоимость ювелирных украшений, также являющихся прекрасным подарком для женщин, выросла в России в два раза, говорится в исследовании «Почта банка». Средний чек одной покупки у мужчин, которые намерены преподнести приятных сюрприз, также увеличилась вдвое — до 13 тыс. рублей.
Как утверждает эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артём Клюкин, отношение к 8 Марта среди разных возрастных категорий различное. Если представители старших поколений по-прежнему отмечают данный праздник и стремятся в этот день поздравить и одарить не только своих близких, но и коллег по работе (причем, часто даже женщины дарят друг другу небольшие сувениры), то молодежь относится к нему более прохладно. Но поскольку россияне старше 35 лет являются более платежеспособными и задают тон в трудовых коллективах, этот праздник остается значительным драйвером покупательской активности. Разумеется, в трудные периоды люди экономят на всём, даже на традициях. Тем не менее пока экономическая ситуация не выглядит настолько сложной, чтобы это серьёзно сказалось на спросе. «Поздравляют мам и жён, дочерей и подруг, а также коллег женщин, поздравляют не единожды: в среднем, российская женщина получает два подарка, от коллег или от руководителя и от мужа или от того, с кем находится в отношениях, — говорит доцент экономического факультета РУДН Александр Аркский. — Таким образом, около 140 миллионов подарков так или иначе найдут своего владельца. В настоящее время универсальным подарком считается карта магазина с определенной суммой на счету в баллах. Но на первом месте — цветы и конфеты». Важен не столько сам подарок, сколько внимание мужчин и коллег. Российские женщины достойны внимания и самых дорогих и интересных подарков не только на 8 марта, но и каждый день, уверен эксперт.
Но кроме личного уровня, у «экономики 8 Марта» есть еще и общегосударственный. По мнению Чернова, такие праздники наиболее важны для отдельных секторов производства. В данном случае объемы продаж резко вырастут у продавцов цветов, парфюмерии, смартфонов, услуг SPA-процедур и т.д. Для экономики страны в целом они имеют меньшее значение, но тоже заметно отражаются на потребительском спросе, объеме розничных продаж и, как следствие, на экономическом росте страны, то есть способствуют увеличению ВВП.