МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Дефицит бюджета за два месяца почти достиг годовых значений: чем это грозит

«Придется урезать расходы на социальные статьи»

История с дефицитом федерального бюджета все больше напоминает классический триллер с массой сюжетных развилок и абсолютно непредсказуемой концовкой. Минфин сообщил о недостаче по итогам января-февраля на сумму в 2,58 трлн рублей: до годового плана в 2,92 трлн — рукой подать. А ведь впереди еще целых десять месяцев. Государству в любом случае придется затыкать эту дыру или, по крайней мере, пытаться сдерживать темпы ее расширения. Но хотелось бы понять, откуда в казне возьмутся деньги, учитывая, что нефтегазовые доходы продолжают падать, и что средств ФНБ хватит явно не на долго.

Фото: Геннадий Черкасов

Хорошая новость в том, что февральский дефицит сократился вдвое по сравнению с показателем в январе, составив около 820 млрд рублей. Улучшение динамики в Минфине объясняют нормализацией поступлений оборотных налогов (в частности, внутреннего НДС) после временного спада в предыдущем месяце, который произошел из-за введения весной 2022 года ускоренного порядка возмещения НДС. Но это тактико-технический момент, так сказать. А вот долгосрочные обстоятельства оптимизма явно не внушают.

В частности, общие доходы казны за два месяца (3,16 трлн рублей) оказались на 25% ниже показателя за тот же период прошлого года. А нефтегазовые доходы отстали от уровня января-февраля 2022-го аж на 46%, составив 947 млрд рублей. Минфин в качестве первопричины называет удешевление нефти отечественной марки Urals и сокращение объемов экспорта природного газа. Нефтегазовые доходы в январе-феврале составили 2,21 трлн рублей, снизившись год к году на 9%. Что касается расходов бюджета, то они за два месяца добрались до впечатляющей отметки в 5,74 трлн рублей, превзойдя прошлогоднее значение января-февраля на 52%.

«Ситуация не может не вызывать беспокойства, - говорит аналитик TeleTrade Алексей Федоров. - При прогнозном показателе Минфина в 2,9 трлн рублей (2% от ВВП) на весь текущий год, столь высокие значения дефицита за январь-февраль чреваты значительным превышением над плановыми показателями доходов. Если динамика первых двух месяцев сохранится до конца года, недостача в государственной казне может составить от 6 до 9 трлн рублей (4-6% от ВВП). И тогда Минфину придется делать несколько малоприятных шагов одновременно - занимать по высоким процентным ставкам, использовать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), наконец, секвестрировать бюджет, урезая индексацию социальных выплат и вместе с ЦБ ослабляя курс рубля».

В совокупности, изъятие средств из экономики, сокращение госрасходов, ослабление рубля и неизбежное повышение процентных ставок образуют очень плохую комбинацию. Тем более, в условиях экономического спада. Удастся ли удержать дефицит федерального бюджета хотя бы в пределах 3% от ВВП (около 4,5 трлн. рублей)? По словам Федорова, во многом это зависит и от темпов замедления мировой экономики в 2023 году. При «мягком сценарии», который предполагает годовой рост глобального ВВП на 2,9% и достаточно высокий спрос на энергоносители, конъюнктура для федеральной казны сложится относительно благоприятная. При варианте «средней жесткости» (рост мирового ВВП на 1,7%, согласно прогнозу Всемирного банка), дефицит российского бюджета приблизится к 4% ВВП, или к отметке в 6 трлн рублей. Наконец, в случае реализации экстремально сурового сценария, когда замедление мировой экономики перейдет в глобальный кризис, как в 2008-2009 годах, дефицит достигнет 5-6% от ВВП, это примерно 7,5-9 трлн рублей. 

«Для финансирования бюджетного дефицита понадобятся средства ФНБ, которых хватит на полтора-два года при текущем уровне цен на нефть марки Urals и объемах российской добычи в 10 млн баррелей в сутки, - отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – Сейчас для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов Минфин продает юани и золото, что позволяет надеяться на улучшение динамики. Но и рисков предостаточно. Во-первых, уже в марте потолок цен на нефть марки Urals могут снизить c текущих $60 за баррель до $50, как это ранее анонсировал Вашингтон. В таком случае российское сырье будет продаваться в среднем по $40, что явно не пойдет казне на пользу. Во-вторых, вступившее в силу в феврале эмбарго ЕС на нефтепродукты из Россию также будет негативно отражаться на динамике экспорта и доходах страны. В-третьих, многое зависит от расходов, которые до середины февраля росли, но в последние две недели серьезно сократились. Значительная их часть засекречена, так что это уже вопрос геополитического выбора нашего правительства». 

Если ситуация с сырьевым экспортом будет ухудшаться, властям придется заняться консолидацией бюджета на 2024 год. То есть урезать затраты на социальные статьи, а это – пенсии, различные субсидии и прочие меры поддержки населения. Кроме ФНБ, есть и другие источники заимствований. О внешних инвестициях речи пока нет, а механизм внутренних сейчас в ходу: в частности, инвесторов привлекают в ОФЗ за счет повышенной доходности по купонам. Как напоминает Деев, государство пересматривает также налоговые ставки, например, для целого ряда отраслей повышен НДПИ, налог на добычу полезных ископаемых.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах