МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Россияне все чаще предпочитают продукты с истекающим сроком годности: есть ли риски

Эксперт объяснил, на что нужно обратить внимание

Продукты с истекающим сроком годности абсолютно не смущают россиян: каждый четвертый готов их использовать, а две трети покупает их время от времени. Эксперты объясняют это вполне рациональной тягой к экономии, поскольку такие товары зачастую реализуются с огромными скидками. И речь не идет о заведомо небезопасной для здоровья «просрочке», место которой на помойке, а не на кухне. Впрочем, в истории с истекающими сроками есть свои подводные камни.  

Фото: Наталья Мущинкина

Как выяснилось по итогам опроса, проведенного в феврале во всех регионах РФ Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), 25% респондентов отдают предпочтение продовольствию с пограничными сроками годности, 42% покупают его только в крайнем случае, при отсутствии более свежего товара, а 28% готовы это делать ни при каких обстоятельствах. 60% опрошенных стараются быстрее употребить такую еду, а 25% – отдают домашним животным. Оказалось также, что более половины (56%) граждан редко выбрасывают продукты питания (в основном овощи, фрукты, мучные и молочные изделия), а 24% - никогда или почти никогда.  

Срок годности – временной промежуток, в течение которого товар пригоден для использования по назначению. А дальше – категорически нет. Эти сроки и условия хранения прописаны в государственных стандартах для каждой подгруппы продуктов. Но в случае с отдельно взятым продуктом их устанавливает производитель. Если в состав входит несколько компонентов, срок годности определяется по ингредиенту с наименьшей «живучестью». Если товар продают на развес, то он исчисляется не с даты фасовки, а со дня изготовления. Самые капризные – ультраскоропортящиеся продукты: пирожные с кремом, готовые салаты, свежая рыба, полуфабрикаты из охлажденного мяса. Они сохраняют потребительские свойства лишь от 12 часов до трех дней, и только в охлажденном состоянии. Поэтому на упаковке производитель обязан указывать точную дату выпуска – не только год и месяц, но день и даже час.

Скоропортящимися продуктами считаются те, что могут храниться в холодильнике от трех до 30 суток. Например, пастеризованное молоко в мягкой упаковке не скиснет пять дней, а йогурт продержится 14. К продуктам длительного хранения относятся, в частности, мука, соль, чай, сахар и консервы: в закрытом виде они выдержат до пяти лет. По истечении срока годности товар изымают из продажи и передают на утилизацию специализированным компаниям, с которыми у магазина заключены сервисные соглашения.

Ряд экспертов не рекомендует покупать охлажденное мясо и полуфабрикаты с истекающим через два-три дня сроком годности по акции (на 35-50% дешевле первоначального ценника) или с надписью «уценка». По их словам, стоит также относиться с осторожностью к упаковкам с переклеенной, плохо читаемой или размазанной маркировкой. Но насколько велик риск получить пищевое отравление?

«Формально, если смотреть на упаковку, продукт может быть годным к употреблению, а в реальности его могли хранить в холодильнике при температуре выше нормы, - говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. – Безусловно, потребитель рискует нарваться на такого рода некачественный товар, хотя вероятность невелика. Очевидно также, что люди будут пользоваться различными акциями и скидочными предложениями».

Проблема не в том, что населению не хватает денег (по итогам 2022 года уровень реальных доходов почти сравнялся с показателем 2021-го, после провала весной), а в страхе перед неизвестностью. На взгляд Зубца, отсюда – и стремление сэкономить лишний раз.

«Снижение цены под окончание срока годности товара на полке позволяет розничной торговле свести к нулю списание просроченных продуктов, - поясняет исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. – Покупатели же платят меньше за вполне качественную продукцию, что особенно актуально в условиях нерастущих доходов. Таким образом, речь идет об обоюдной выгоде. Дополнительно ретейл мог бы получить расширение предложения на полке и снижение входных цен, если бы пересмотрел завышенные требования к товарам длительного хранения, оптимизировав их под срок оборачиваемости продуктов в категории».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах