МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Асфальт vs бетонка: экологическая битва дорожных покрытий

Источником ядовитых выбросов может стать даже безобидный тротуар

Ежегодно российские города и веси «обрастают» сотнями километров новых автодорожных инфраструктур, делая жизнь жителей удобнее. Безусловно, само по себе строительство дорог – это необходимость, но привычные материалы для новых улиц, шоссе и эстакад вызывают большие опасения у экологов со стороны безопасности.

Фото: АГН «Москва»

Редко где среди множества городов России можно встретить какие-то иные дороги, кроме асфальтированных. Асфальтобетонные покрытия кладут как на небольших придомовых территориях, так и на широких автотрассах. Летом жар от асфальта превращает и без того душные каменные джунгли в настоящую раскаленную печь. При этом любой может заметить, что в горячие деньки над новым асфальтом, который, к слову, кладут чаще всего в теплое время года, кажется даже воздух «дрожит». И вот это «дрожание» не сулит нашим с вами организмам ничего хорошего.

Еще в 2004 году Госсанэпиднадзор опубликовал исследование, в котором выяснил, что асфальтовое покрытие в городских условиях является источником вредных веществ. Логично, что при таком раскладе и проживание людей в городах с большим количеством дорог плохо влияет на их самочувствие. Притом опасны, как свежие покрытия, так и уже давно лежащие дороги. Сравнительный химический анализ показал, что содержание тяжелых металлов, в частности, свинца, достигает максимума в покрытиях, уложенных 2-5 лет назад. Дело в том, что в верхнем слое асфальтового покрытия накапливается много вредных веществ и тяжелых металлов, которые постепенно попадают в окружающую среду. Но самое интересное, что выяснилось, что концентрация тяжелых металлов в асфальтах, уложенных в пешеходных зонах и дворах, значительно (иногда в несколько раз) выше, так как они обычно изготовлены из более пористого и дешевого материала, который буквально как губка впитывает грязь.

Что касается «вредности» новых дорог, исследователи Йельского университета утверждают, что свежий асфальт производится из сырой нефти или схожих субстанций. Он состоит из органических соединений – часть их в значительных количествах поступает в воздух. И чем более свеж асфальт, тем менее свеж воздух вокруг него. Наибольшее количество соединений выделяется в воздух, когда асфальт имеет температуру 140 градусов. И именно при этой температуре его и укладывают. До момента его остывания все вредные вещества испаряются и витают в воздухе.

Интересен и тот факт, что дополнительно влияет на выбросы и солнечный свет: его воздействие на асфальт увеличивает их на 300%. Вывод йельских исследователей неутешителен: асфальт портит воздух ничуть не меньше машин, которые по нему ездят. По утверждениям чиновников, асфальтовое покрытие обладает эмиссиями вредных веществ. При увеличении температуры выше 25 градусов эти эмиссии возрастают и становятся уже существенными с точки зрения воздействия на человека.

«Асфальтобетонные покрытия влияют на увеличение количества автомобильных выбросов. При движении по таким дорогам, особенно если они ненадлежащего качества (ремонт асфальтобетонных покрытий в России производят раз в 3 года), увеличивается расход топлива на 5-7%, а, следовательно, и выхлопных газов. Это происходит из-за образования так называемой "чаши прогиба" и коэффициента сопротивления качения автомобиля увеличивается», - комментирует президент Ассоциации бетонных дорог, заведующий кафедрой «Строительства и эксплуатации дорог» МАДИ Виктор Ушаков.

Он добавил, что помимо явной неэкологичности, асфальтовое покрытие в городах имеет и другие недостатки, связанные с механическими свойствами. Например, при повышении температуры покрытие становится более пластичным, образуется колея, что влияет на безопасность дорожного движения. Кстати, по данным МВД, почти треть аварий в стране происходит из-за недостатков транспортно-эксплуатационного состояния дорог.

На фоне этих данных, как-то даже неудобно рассказывать про очевидный вред от производств асфальта в городской черте. Они сопровождаются вредными выбросами в атмосферу, среди которых пыль, содержащая свободный диоксид кремния (кремнезем), сажа, диоксид серы (SO2), оксиды азота (NO, NO2), угарный газ (CO) и полиароматические углеводороды (ПАУ).

Даже если в вашем городе нет завода по изготовлению асфальта, дороги-то уж точно есть. И что же теперь? Брать билет в один конец в глухую деревню? Конечно же, нет. Альтернатива асфальтобетонному покрытию известна уже давно. В СССР, во времена бетонно-промышленного бума, стали строить и бетонные дороги. В общей сложности их проложили около 10 тысяч км. Однако в 1980-х годах от такого решения отказались полностью. Существенный минус при их строительстве - нужно выжидать, как минимум, месяц, и только после этого пускать движение. Но это было больше четырех десятков лет назад, сегодня технология продвинулась далеко вперед.

«Альтернатива асфальту – строительство дорог с цементобетонным покрытием, которые обладают большим перечнем преимуществ. Они не только более долговечные ­– им также реже нужен ремонт. Дело в том, что в теплом климате цементобетонные дороги не плавятся и не деформируются, а на холоде ­– не становятся хрупкими и не трескаются», - рассказывает Ушаков.

По словам спикера, бетонные дороги выдерживают увеличенные нагрузки, поэтому тяжелые транспортные средства могут проезжать по ним круглогодично, без ограничений. Такие дороги более экологичны: цемент не выделяет токсичных газов при нагревании и на 100% перерабатывается. За счет жесткого покрытия расход топлива при движении автомобилей на бетонных дорогах снижается на 3–6%. А чем ниже расход топлива, тем меньше выбросов углекислого газа в атмосферу.

«По статистике, в России асфальтовое покрытие на крупных магистралях и в городах ремонтируют раз в три года. Для проведения ремонтных работ необходимо перекрывать целые участки дорог, что естественно приводит к пробкам и скоплению автомобилей, особенно в крупных городах. Кроме того, при ремонте происходит большой перерасход энергии, горючего и других материалов», - добавил Ушаков.

Получается, альтернатива есть. Почему же сегодня ею так неохотно пользуются дорожные службы?

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах