Как заявили в Ассоциации банков России (АБР), они обратились со своей инициативой в Минфин и ЦБ. Там сказали, что не против, но переадресовали вопрос в Федеральную таможенную службу. Понятно, почему: чтобы увеличить порог декларирования, необходимо внести соответствующие поправки в таможенное законодательство Евразийского экономического союза. Сейчас в РФ, как государстве-члене ЕАЭС, действует порог в эквиваленте от $10 тысяч. При декларировании надо указать источник происхождения наличных денежных средств (понадобятся банковские документы), а также то, с какой целью они будут использованы.
Между тем, свои риски у предлагаемой АБР меры определенно есть. В частности, как заметили в Росфинмониторинге, она развяжет руки «курьерам наличных», в том числе связанным с криминальными структурами. При этом нельзя будет установить источник происхождения ввозимых денежных средств. Вместе с тем, по оценкам экспертов, инициатива имеет под собой серьезную экономическую почву.
«В России именно банковский сектор больше остальных заинтересован в том, чтобы объем наличной валюты в стране рос, - поясняет руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. - Хотя ЦБ и Минфин отрицают дефицит наличных долларов и евро, в реальности ситуация не столь однозначна. Обменные пункты продадут вам столько валюты, сколько у них имеется, не больше и не меньше».
Без малого год назад США и Евросоюз запретили поставлять в Россию наличные доллары и евро, напоминает Деев. Отечественные банки оказались отрезаны от западного рынка, а значит, финансовая система страны аккумулирует в себе ровно столько валюты, сколько ее ввозят по другим каналам (плюс, резервы ликвидности ЦБ). При этом экспорт сокращается, и валюты больше не становится. Именно поэтому Центробанк намерен продлить после 9 марта 2023 года запрет на продажу наличной валюты физлицам сверх лимита в 10 тысяч долларов и евро.
«Предлагаемая АБР мера потенциально может дать эффект, хотя есть и риски, например, увеличение теневых операций, - рассуждает Деев. - Но очевидно, что банки хотят предотвратить угрозу наступления острого дефицита наличной валюты. Которая создаст огромные проблемы бизнесу: он постоянно нуждается в закупках импортных комплектующих, сырья и материалов. Для этого по-прежнему требуются доллары и евро, даже при оплатах по параллельному импорту с Китаем, Турцией или Индией. Спрос на валюту со стороны также сохраняется».
Наличные доллары незаменимы при поездках за границу с целью отдыха, более удобного средства платежа для туристов не существует, говорит финансовый аналитик Сергей Дроздов. Причем — именно доллары, а не евро, которые в Турции, например, абсолютно невыгодно менять на местную лиру.
Поскольку спрос рождает предложение, наличную валюту везут в Россию из многих стран, в том числе из Турции, Арабских Эмиратов, Грузии, Армении. Ко всему прочему, это позволяет «курьерам» зарабатывать на спредах, разнице между курсами покупки и продажи.
«Инициатива банков в любом случае полезна, - считает Дроздов. - В какой-то степени она позволит увеличить объем наличной валюты, находящейся в обращении в России. Если это произойдет, нынешние огромные спреды могут и схлопнуться, стать вровень со значениями ЦБ. То есть, доллары и евро вы купите в обменнике по куда более адекватному курсу, нежели сейчас.
Вместе с тем, общий отток валюты (в наличном и безналичном виде) из страны продолжится, и вряд ли увеличение лимита на ввоз до $100 тысяч остановит этот процесс».
Напомним, по данным ЦБ, в 2022 году объем валютных средств физлиц на счетах российских банков сократился в 1,7 раза до $54,1 млрд — минимального значения с декабря 2008 года ($52,7 млрд). Одновременно депозиты граждан в зарубежных юрисдикциях выросли втрое, достигнув рекордных $94,27 млрд, против $30,6 млрд на начало года.