План датского правительства отменить государственный праздник, чтобы помочь финансировать оборонный бюджет в условиях конфликта на Украине, ставит под угрозу заветную модель социального обеспечения Дании, предупредила крупнейшая конфедерация профсоюзов страны.
“Это большая угроза датской модели”, - утверждает Лизетт Рисгаард, глава конфедерации FH, которая насчитывает 1,3 миллиона членов в стране с населением 5,9 миллиона человек. “Политики должны держаться подальше от проблем рынка труда. Если они пойдут на это, они будут навязывать свою волю и нарушать наши соглашения”, - заявила она агентству AFP в среду.
Как пишет The Guardian, леворадикальная правительственная коалиция, находящаяся у власти с декабря и возглавляемая премьер-министром-социал-демократом Метте Фредериксен, планирует отменить религиозный праздник, известный как День Великой молитвы, отмечаемый с 17-го века. Первоначально введенный как день молитвы, поста и покаяния, он приходится на четвертую пятницу после Пасхи и является обычной датой конфирмации.
Но правительство хочет избавиться от государственного праздника и использовать деньги для увеличения оборонного бюджета до целевого показателя НАТО в 2% ВВП к 2030 году, вместо 2033 года, как планировалось ранее. Правительство заявляет, что ускоренные темпы роста военных трат необходимы из-за конфликта на Украине. Ожидается, что этот шаг обеспечит государственную казну дополнительными 3 млрд датских крон.
По данным правительства, отмененный выходной день повлечет за собой дополнительные 7,4 часа работы на одного работника. “Я не думаю, что это проблема - поработать лишний день”, - говорит премьер Метте Фредериксен.
“Мы сталкиваемся с огромными расходами на оборону и безопасность, здравоохранение, психиатрию и зеленый переход”, - заявила глава датского правительства, представляя парламенту программу нового кабинета министров.
Датчанам придется отработать дополнительный день, который будет оплачен работодателями. Но государственный праздник и заработная плата, выплачиваемая тем, кто работает в этот день, и тем, кто берет выходной, уже закреплены в священных коллективных договорах Дании о заработной плате.
“Это государственный праздник. И, конечно, они могут сказать: ”Хорошо, мы хотим это отменить", - рассуждает глава профсоюзного объединения Лизетт Рисгаард. - Но тогда они идут против того, о чем мы договорились на переговорах: иметь право быть со своей семьей в тот день. В наших коллективных договорах о заработной плате существует 600 различных способов определения заработной платы, когда кто-то работает в этот день”.
Недавний опрос, проведенный исследователями рынка Epinion, показал, что подавляющее число датчан выступили против этого шага, о котором не упоминалось во время избирательной кампании прошлой осенью. Только 17% поддержали этот план, в то время как 75% высказались против него.
“Они мешают датской модели, - заявила в четверг агентству AFP физиотерапевт Пернилле Холм. - У нас есть свой способ ведения дел здесь, в Дании. Мы ведем переговоры с нашим работодателем. И профсоюзы обсуждают наши права как работников. Правительство не должно что-либо делать без привлечения этих двух сторон”.
Онлайн-петиция, инициированная конфедерацией FH, собрала почти полмиллиона подписей. Лютеранская церковь и организации, представляющие военнослужащих, также протестовали против этого шага правительства. “Я в ярости от того, что они используют военных таким образом, говоря, что деньги от государственных праздников пойдут на увеличение бюджета”, - заявил газете BT глава главного профсоюза, представляющего военнослужащих, Йеспер Корсгаард Хансен.
В парламенте только три правительственные партии, которые имеют большинство, поддерживают эту меру. Девять оппозиционных партий, от крайне левых до крайне правых, заявляют, что откажутся участвовать в любом новом соглашении по оборонной политике до тех пор, пока правительство не отзовет свой план.
У датчан возникает ощущение дежавю, пишет The Guardian. Десять лет назад социал-демократическое правительство пыталось отменить тот же государственный праздник, но отказалось от него из-за общенационального протеста.