Установленное странами Евросоюза и G7 в отношении экспорта российской нефти ценовое ограничение в $60 за баррель пока не приводит к особенным затруднениям в вопросах морской транспортировки наших углеводородов. По оценке агентства Bloomberg, за первые два зимних месяца отечественные поставщики перевалят в различных портах в общей сложности 19 млн бочек Urals, из которых около 14 млн придется на январь.
Суммарный объем экспортируемой из нашей страны нефти в зависимости от гавани увеличился на 30-50% по сравнению с досанкционными месяцами, причем отгрузка выросла как на балтийских и черноморских пристанях, так и из тихоокеанских портов.
Формально в зарубежных контрактах по продаже российской нефти не должен быть проставлен конкретный «потолок» стоимости экспортного сырья. «Прямое или косвенное использование механизма фиксации предельной цены» попало под запрет в ответных санкциях, которые Москва предъявила коллективному Западу. Между тем, продавать баррели за границу отечественным компаниям, судя по всему, приходится все-таки со скидками. Не так давно Минфин России сообщил, что средние котировки Urals с 15 декабря 2022 года по 14 января 2023 года оказались ниже $47, тогда как стоимость международной эталонной марки Brent за тот же период превысила $80.
Эксперты отмечают, что дисконт российского сырья по отношению к норвежскому сорту, а также американским и ближневосточным смесям исторически существовал всегда: в связи с более высокой плотностью и повышенного содержания серы. Тем не менее, в прошлые годы разница между Urals и Brent укладывалась в считаные доллары. Теперь же уступки гораздо заметнее и доходят чуть ли не до половины стоимости углеводородов. Приходится мириться и с иными дополнительными расходами. Потолок в $60 за баррель, введенный западными странами против морских перевозок российского «черного золота», вынуждает отечественные компании переориентировать поставки с Европы на Китай и Индию.
Для этого в 2022 году Россия создала «теневой» флот из более чем сотни танкеров, который поможет обеспечить бесперебойную отгрузку сырья в обход западного моратория основным покупателям из дружественных государств, полагает финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов. Львиную долю российской экспортной нефти Urals приходится транспортировать за тысячи миль в Азию танкерами со скромной грузоподъемностью и довольно мелкими партиями, что становится причиной удорожания фрахтовых ставок для небольших кораблей.
«Такие поставки стали существенно менее прозрачными, — отмечает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — И оказались не в пример дороже для фрахта. Тем не менее, с другой стороны, они содействуют обходу западных ограничений, ведь оплата фрахта — фактически плата за саму нефть, так как продавцы от таких сделок получают дополнительный доход, непосредственно не входящий в котировки сырья. Если перевозчик не отечественный, а зарубежный, то можно установить еще более высокие тарифы на фрахт, часть которых также пойдет экспортеру».
Азиатские покупатели — прежде всего, Китай, Индия и Турция, сейчас активно закупаются нашим сырьем, чтобы впоследствии перепродать свои нефтепродукты, приобретенные со значительными скидками, в Европу. Весной стоимость российской нефти может еще больше упасть, поскольку США задумались о понижении уровня «потолка» с $60 до $50, — предупреждает частный инвестор Федор Сидоров. Это означает еще большие потери для отечественных сырьевых компаний и бюджета, дефицит которого по итогам 2022 года составил 1 трлн рублей, а к концу этого года может увеличиться втрое — до 3,3 трлн рублей.
Частично нивелировать финансовый урон позволяют различные ухищрения, к которым приходится прибегать производителям нефти. По словам ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, в западном эмбарго можно найти исключения, например, для коммерческих судов, которые переваливают наше «черное золото» прямо в море.
Энергоресурсы будут отправлять, допустим в Испанию или Грецию, далее оттуда везти на «переработку» в Сингапур, где смешивать с «нетоксичной» нефтью из другой регионов, а затем продавать конечным западным потребителям. «Россия сможет продолжать получать сверхдоходы, но уже от экспорта не Urals в чистом виде, а от поставок совместно произведенного готового моторного топлива. Похожая схема уже давно довольно эффективно используется Ираном и Венесуэлой, находящимися под санкциями США», - указывает эксперт.