«Черный четверг» – день, когда французские профсоюзы протестными акциями фактически поставят Эммануэлю Макрону ультиматум: отступить от планов повышения официального пенсионного возраста с 62 до 64 лет. Как утверждает The Guardian, Франция готовится к широкомасштабному хаосу, поскольку лидеры профсоюзных объединений призвали граждан к «массовой мобилизации». Что это значит?
Ожидается, что готовятся бастовать три четверти учителей, в связи с чем закроются школы. Протесты приведут также к перебоям в работе транспорта и медицинских служб. Остановится и железнодорожное сообщение. Особенно сильно пострадают междугородние рейсы. Уже и в парижском метро заявили, что движение будет сильно затруднено, а часть рейсов будет и вовсе отменена. К забастовкам готовы присоединиться и водители грузовиков, а также курьеры служб доставок. Работники нефтеперерабатывающих заводов также остановят работу.
К акции присоединятся сотрудники многих театров, музыкальных площадок и банков. Полиция вовсю готовится к выходу протестующих на улицы по всей стране.
Да, дело именно в глубинном недовольстве продвигаемой правительством пенсионной реформы. Макрон объясняет свое решение тем, что французы должны работать дольше, чтобы поставить пенсионную систему на более прочную финансовую основу. Профсоюзы же отвечают на это тем, что средства можно найти, где угодно, и рассчитывают на то, что окончательное решение не будет принято. Отметим, что ранний пенсионный возраст и щедрые пенсионные выплаты во Франции очень ценятся, а поэтому любое изменение этой сферы вызывает серьезное сопротивление со стороны граждан.
Недавний опрос показал, что французская общественность согласна с необходимостью изменений в пенсионной системе, но не согласна с тем, что предлагает правительство. Опрос IFOP (Французского Института общественного мнения) для главной воскресной газеты Франции Le Journal du Dimanche показал, что 68% опрошенных враждебно относятся к мерам правительства.
Лидеры профсоюзов заявили, что четверг станет «первым днем мобилизации» в их борьбе за отказ от пенсионных планов. Они требуют немедленно отменить меры, назвав их «несправедливыми и ненужными». Глава профсоюзного объединения CGT Филипп Мартинес выразил надежду, что в забастовке и демонстрации примут участие «несколько миллионов человек».
Несмотря на существующий во Франции закон от 2007 года, в котором сказано, что работники транспорта обязаны поддерживать минимальный уровень обслуживания при любой чрезвычайной ситуации, представители сферы заявили, что это не гарантируется. Министр транспорта Клеман Бон подтвердил, что люди должны готовиться к «тяжелому дню», и посоветовал им работать из дома, а не с трудом добираться до офисов.
Правительство же продолжает призывать рабочих не парализовать страну, намереваясь и дальше «проталкивать» меру через парламент при помощи местной консервативной партии «Республиканцы» (Les Républicains). В качестве запасного варианта правительство заявило, что применит конституционную меру, известную как 49:3, для принятия закона без парламентских дебатов или голосования.
Нынешние меры уже не новинка для Франции. Значительная часть сменявших друг друга президентов пытались внести свой вклад в вопрос повышения пенсионного возраста.
В 1995 году тогдашний президент Жак Ширак и премьер-министр Ален Жюппе попытались ввести универсальную систему и положить конец множеству различных «особых режимов», которыми пользовались работники государственного сектора. Тогда на улицы вышло два миллиона человек, протесты длились около месяца. Изменения были отменены.
В 2010 году другой консервативный президент, Николя Саркози, повысил пенсионный возраст с 60 до 62 лет, с полной пенсией для тех, кто проработал минимум 41,5 года. Однако решение о предоставлении пенсии стало определенным компромиссом. Хватило буквально одной недели забастовок, блокады нефтеперерабатывающих заводов и общенациональных протестов.
Предшественник Макрона, член Социалистической партии Франсуа Олланд, пообещал решить проблему дефицита пенсионной системы, но в итоге уклонился от серьезных изменений после того, как десятки тысяч человек снова запротестовали. Он лишь принял закон, постепенно увеличивающий количество лет, необходимых для получения полной пенсии – до 43 лет к 2035 году. Но предусматривались и смягчения. Тем, кто работал на производстве с тяжелым физическим трудом, разрешалось выходить на пенсию раньше.
Нынешний же президент Франции пошел, наверное, дальше всех. Макрон сделал это основой своей предвыборной кампании 2017 года и предпринял первый рывок два года спустя, спровоцировав протесты и забастовки работников транспорта. Когда разразилась пандемия COVID, изменения были отложены… Но не отменены. Во время своей предвыборной кампании в прошлом году Макрон снова пообещал пересмотреть пенсионную систему, настаивая на том, что меры необходимы, чтобы «спасти» ее от дефицита.
«Люди просто сыты по горло. Когда мы разговариваем с коллегами, им противно, что придется продолжать работать еще два или три года», – отметила в беседе с Reuters член профсоюза CFE-CGC Симона Лежандр, представляющая офисных работников, которые на этой неделе уже бастовали из-за зарплат, а теперь присоединятся и к пенсионной забастовке.
Крупнейший профсоюз CFDT выступил с общим призывом прекратить работу и присоединиться к протестам, назвав этот день отправной точкой. «Безусловно, со временем забастовки будут нарастать как снежный ком», – заявил представитель профсоюза из отделения железных дорог CFDT Томас Кавел.
Член профсоюза CFE-CGC Симона Лежандр так прокомментировала перспективы планирующихся выступлений: «Мы не можем быть уверены, что правительство отступит, но мы должны дать ему все, что у нас есть. Сейчас или никогда».
И действительно, у профсоюзов есть чувство, что ничего не изменится, ведь уже не раз констатировалось, что «пробивная» сила митингующих уже не та, что была раньше. Забастовки во Франции стали менее частыми, менее разрушительными и менее успешными. Да и если трезво оценить изменения в пенсионной системе в 2010 и 2014 годах, которые тоже вызвали протесты, они в итоге все равно были приняты.