«У меня отрезали электричество в апреле 2022 года, на все жалобы пришёл ответ, что все правомерно. 5 детей от 12 лет до года, младший инвалид и мама парализованный инвалид 1-й группы», - рассказывает Юлия из Ставропольского края.
В Усть-Лабинске многодетной матери отключали электричество: «Все лето были без света, пока не оплатили задолженность».
В Башкирии семья с 11 детьми из-за коммунальной задолженности также были лишены воды и света.
«МК» нашёл многодетную семью, оказавшуюся на улице из-за долгов по ЖКХ. Так зачем людям материнский капитал, если им жить негде?
Скоро мы дойдем до того, что на материнский капитал люди попросят разрешить покупать хлеб и молоко, чтобы не умереть с голоду.
Это ненормально. Ненормально то, что многодетная семья в России очень часто - синоним бедной семьи. Свыше 50% многодетных нуждаются.
Причём, оформить субсидию или пособия, имея долги по квартплате, нельзя. Сначала их нужно погасить. А как расплатиться, если денег нет? Получается, замкнутый круг.
Марина К. - жительница Татарстана. У неё трое несовершеннолетних детей, 16, 13 и 11 лет, младший из которых - инвалид. Не замужем. Решением суда была выселена из квартиры, в которой проживала с детьми, за долг в 120 тысяч рублей. Вместе с пени набежало за год - 200 тысяч. Взять неоткуда. Из-за больного ребёнка женщина вынуждена не работать.
Управляющая компания выиграла суды и потом с торгов продала их квадратные метры, как считают риелторы, по цене едва ли не в два раза ниже рыночной - за четыре с чем-то миллиона рублей. А стоит квартира в таком районе - десять. Да, дешевле - зато быстро. Долги надо было срочно закрыть. Терпение, видимо, лопнуло.
Разницу перечислили на карту бывшей хозяйке. И - живите как хотите.
Сейчас семья снимает жилье за 25 тысяч рублей в месяц, тратя то, что получила за проданную УК квартиру. А что дальше? На новое и благоустроенное полученной суммы, которая тает с каждым месяцем, явно не хватит. Насколько вообще законно, что из-за не самого огромного долга в двести тысяч рублей, женщина с детьми лишилась своего угла?
«Разбираемся сейчас с этим вопиющим случаем, - прокомментировала ситуацию Ирина Волынец, уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан, к которой мы обратились с этой историей. - Безусловно, есть вопросы к управляющей компании, к опеке, как так получилось, что права детей оказались нарушены, а их уровень и качество жизни снизились. Собственно, о детях вообще никто не подумал. В квартире их доли не было. Поэтому, видимо, все прошло так легко. Но ведь они там жили! Обидно, что мама обратилась за помощью, когда все сроки уже были пропущены. Это системная проблема, которую мы наблюдаем на частном примере. Необходимо заняться разработкой законодательной инициативы, чтобы в будущее повторение подобного было невозможно.
Гузель А. тоже из Казани, живет с десятилетней дочкой без света с ноября прошлого года. Пока не стемнеет, сидят дома, вечером уходят к родственникам. Холодильник не работает, но есть балкон. И газовая плита, чтобы готовить.
Долг Гузель за электричество составляет 600 тысяч рублей. Она понимает, что расплатиться за него не сможет никогда. Как жить?
«Долг появился с 2012 года, - рассказывает женщина. - И сколько бы я не платила сейчас, из-за пени, которые ежедневно увеличиваются, меньше не становится, ведь сам долг тоже продолжает расти».
Бывший муж, человек, по словам Гузель, неблагополучный, занимался вопросом оплаты ЖКХ. «У нас не было счётчиков за электричество. Поэтому свет набегал по нормативам. И там, где другие платят по 2-3 тысячи, выходило по 10. Я не обратила на это внимание, доверяла ему. Но и их он не оплачивал. Когда я спохватилась, долг перерос 100 тысяч рублей. С тех пор я отдаю исправно, договорилась о реструктуризации, но погасить такую задолженность полностью и сразу невозможно. И если бы вы знали, как со мной разговаривают чиновники: как будто бы у меня нет никаких прав, и сама во всем виновата. Да, так получилось, но я стараюсь выйти из этой ситуации достойно, стараюсь платить, но никто ничего не хочет и слушать».
Самое интересное, что света в квартире у Гузель и ее дочки нет с ноября 2022. Но счет за электричество каким-то невероятным образом продолжает расти. В платежке за декабрь женщина увидела, что ей насчитали ещё… 300 рублей.
Мы привели в пример только те истории, которые удалось быстро найти. Но на самом деле такое происходит в России повсеместно. Таких случаев даже не десятки.
В целом сумма долга россиян по коммунальным услугам за последний год увеличилась с 738 до 767 млрд рублей. Еще за год до этого - с июля 2020 по июль 2021 года, долги выросли на 51 млрд рублей (с 687 до 738 млрд). Большинство должников - это как раз семьи с детьми. И что же делают власти, чтобы решить эту проблему?
С 1 декабря 2022-го года … повысили тарифы на ЖКХ. Видимо, чтобы не расплатившись со старыми и набрав новые долги, россияне ни в чем себе не отказывали.
Это конечно, выглядит неправильным и даже вызывающим - разрешить оплачивать коммунальные долги материнским капиталом. По сути мерой, призванной стимулировать рождаемость в России, предлагают прикрыть бедность. Но с другой стороны - а если так и есть, то что скрывать?
«Материнский капитал - мера демографической поддержки, а не борьба с бедностью, маткапитал не должен ее решать, - считает Инна Ямбулатова, секретарь Гиппократовского медицинского форума, занимающегося в том числе демографической политикой. - Главное в этом вопросе - системность и комплексность, а не латание дыр и «адресный подход», который уместен исключительно в секторе помощи тем, кто в беде. Долги по ЖКХ - это выпадающие доходы в связи с рождением ребенка, их надо семьям компенсировать отдельными средствами. Более того, мы вообще считаем, что материнский капитал должен стать «семейным», как в Белоруссии, и не направляться приобретение жилья - «три квадратных метра в двушке в спальном районе», это курам на смех».
«Если хотите сделать семье полезное, то сделайте материнский капитал не только за первого и второго, но и за каждого последующего с прогрессивным ростом. Причем совершено точно и оправданно - меры поддержки рождаемости нужно рассматривать исключительно как инвестиционные вложения государства, а не как попрошайничество».