«Что простаивает? Самолеты, поезда и автомобили. Если вы включите их все обратно, спрос на нефть резко возрастет», — заметил Кюрри. Как напоминает Bloomberg, 11 января фьючерсы на Brent торговались в районе $82 за баррель. Таким образом, по прогнозам Goldman Sachs, цена на нефть вырастет почти на треть относительно текущего уровня. Мы спросили экспертов, насколько это реально, сколько в таком случае будет стоить российский сорт Urals, и не захотят ли западные страны пересмотреть параметры «потолка» цен на нефть из РФ в сторону повышения.
Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets:
«Goldman Sachs приводит только один фактор – отмену ковидных ограничений стран Азии, в первую очередь – Китая. Но при этом не учитываются другие обстоятельства: перспектива глобального кризиса, замедление китайской экономики (рост ВВП не может быть обеспечен автоматически только отменой коронавирусных ограничений). Кроме того, существуют прогнозы МЭА, ОПЕК или EIA (Управление энергетической информации Минэнерго США), согласно которым 2023 и 2024 годы будут для рынка нефти профицитными. То есть, предложение будет превалировать над спросом, что всегда толкает вниз котировки. Мир уже входит в рецессию, и один Китай просто «не вытянет» весь глобальный спрос на нефть, чтобы цены начали расти.
Что касается Urals, то для нашей нефти главное – не котировки Brent, а санкции и «потолок» цен. Даже если североморский сорт внезапно подорожает до $100 за баррель в результате каких-то чрезвычайных событий, Urals будет продаваться в рамках ценового потолка. Ни Китай, ни Индия, ни Турция (наши главные покупатели сейчас) не готовы покупать российское сырье по ценам выше $60 за баррель. Причем это касается именно Urals, самой востребованной марки. Другие сорта на Дальнем Востоке азиатские заказчики приобретают по стоимости выше «потолка». Но объемы сравнительно небольшие, а значит, наша нефть в любом случае будет реализовываться с довольно серьезным дисконтом. Иначе мы потеряем даже те рынки, которые у нас остались после падения экспорта в Европу. И едва ли Запад захочет пересмотреть ценовой лимит в сторону повышения. Напротив, в скором времени речь пойдет о том, чтобы его снизить. Ведь стратегическая цель санкций - максимально сократить доходы России от продажи энергоносителей».
Алексей Федоров, аналитик TeleTrade:
«Повышение цен до $110 за баррель Brent к третьему кварталу текущего года возможно, но маловероятно. Для его реализации в условиях замедления роста мировой экономики требуется, прежде всего, геополитический форс-мажор. Например, блокировка Ираном выхода из Персидского залива – в случае военной эскалации Запада против Исламской Республики. Учитывая, что до 20-25% ближневосточной нефти отгружается именно здесь, даже краткосрочная блокировка акватории приведет к очень сильному всплеску котировок. Есть еще чисто монетарный сценарий, по-другому его можно назвать «ошибка ФРС». Она произойдет в том случае, если американский финансовый регулятор слишком рано перейдет к стимулированию роста ВВП, так и не дождавшись устойчивого и достаточно сильного охлаждения национальной экономики. И тогда избыточная долларовая ликвидность приведет к новому инфляционному всплеску в мире, в том числе и на сырьевых рынках. А вот гипотетические меры Китая и других азиатских стран по снятию антиковидных ограничений никак не скажутся на ценах на нефть, которые едва ли поднимутся выше $95 за баррель Brent в течение всего 2023 года.
Но если представить, что к третьему кварталу котировки действительно дойдут до $110, то с высокой вероятностью будет скорректирован и «потолок» цен в отношении российской нефти. Сейчас разница между рыночной ценой Brent и ценой лимита составляет около $20-25. Соответственно, отнимая эту величину от $110, мы получим уровень $85-90 за баррель Urals. А с учетом потенциальных проблем с логистикой – около $80. Пытаться сохранять уровень «потолка» в $60 за баррель Urals в условиях такого роста нефтяных котировок будет глупо. Во-первых, разница в $50 за баррель покроет любые санкционные риски, а во-вторых, массовое игнорирование ценового лимита в этом случае может подорвать авторитет Запада, особенно если Россия наладит свою логистику, да еще и с хорошей скидкой к рынку».