Пока стоимостный лимит никак не отразился на объемах российских поставок в Индию, поскольку страна получает нефть по цене $53–56 за баррель, пишет The Telegraph India. Но если ЕС пригрозит вторичными санкциями, то в переговорах с государствами, покупающими у Москвы сырье по цене выше $60, Дели будет настаивать на еще более выгодных контрактных условиях, чем сейчас.
В октябре 2022 года Россия, обойдя Саудовскую Аравию и Ирак, стала крупнейшим поставщиком сырой нефти в Индию. В ноябре частные индийские НПЗ закупили около 40% всех экспортных объемов марки Urals, перевозимых по морю, опередив остальные страны, сообщал Reuters со ссылкой на трейдеров. При этом агентство отмечало, что из-за ценового потолка покупатели в Индии опасаются заключать соглашения о поставках после 5 декабря (когда механизм заработал).
Тем временем это ограничение, согласованное государствами Евросоюза, G7 и Австралией, обходится экономике РФ в $160 млн в сутки, подсчитал хельсинкский Центр исследований в области энергетики и чистого воздуха. После 5 февраля, когда мера распространится на нефтепродукты, упущенная выгода вырастет до $280 млн в сутки. В свою очередь, Минфин РФ прогнозирует объем недополученных нефтегазовых доходов в январе на уровне 54,5 млрд рублей.
«Сообщение The Telegraph India выглядит как реверанс в сторону США и Европы и одновременно — как прозрачный намек в адрес Москвы: мол, Дели будет продолжать покупать российскую нефть, но с дисконтом на его условиях, — рассуждает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Индийские власти неоднократно заявляли, что не присоединятся к санкционному потолку цены. Но почему бы сейчас не продемонстрировать определенную лояльность Соединенным Штатам?»
Сегодня Индия опережает даже Китай по объемам ввозимой из РФ нефти. И если она присоединится к санкциям, Москва лишится ключевого покупателя своего стратегического сырья в Азии. Впрочем, такой сценарий маловероятен: марка Urals уходит в Индию по цене значительно ниже лимита в $60, и с учетом транспортировки, страховки и пошлин доходы поставщиков зачастую едва дотягивают до себестоимости. Кроме того, в Дели понимают, что в случае официальной поддержки механизма ценового потолка страна рискует потерять дешевую российскую нефть. Тогда Дели придется обращаться к Саудовской Аравии и другим производителям, не обремененным санкциями, но выставляющим менее выгодные контрактные условия.
«Ситуация с реализацией ценового потолка противоречива и вполне может использоваться для давления на поставщиков, — говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — В случае превышения рыночных цен над «среднепотолочными» в $60 за баррель заказчики будут настаивать на дисконтах, ссылаясь на требования Запада и гипотетические вторичные санкции. Сами покупатели не подпадают под санкции, поскольку ограничительные риски сосредоточены на перевозчиках и страховщиках».
Ценовой лимит может быть превышен при общем росте стоимости нефти. Но в таком случае отказ от российского сырья обернется для Индии необходимостью переплачивать другим поставщикам. Да и Москве терять такой рынок сбыта совершенно незачем. Соответственно, резюмирует Гойхман, интересы покупателя и продавца совпадают: ради сохранения поставок стороны пойдут на компромисс.
«Формально правило ценового потолка касается только перевозчиков и страховщиков российской нефти стоимостью выше $60, — напоминает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. — Индия не относится ни к тем, ни к другим. В таком случае Дели придется на национальном уровне ввести законодательный запрет на страхование и перевозку. Но зачем это нужно Индии, которой Россия предоставляет самые выгодные условия, совершенно непонятно».