Последние советские грузовые паровозы были выпущены в 1957 году. Большую часть из них поставлялась в Советский Союз в счет репараций.
— Вопрос в том, сколько у Украины осталось в резерве паровозов, — говорит Евгений Александрович Куликов. — Во времена Советского Союза была специальная программа по консервации паровозов на случай ядерной войны. Было определено немало стоянок, мест в депо, где они стояли. Они так и назывались — паровозы резерва. Были специалисты, которые их обслуживали: смазывали, протапливали котлы, красили. После распада СССР, я думаю, что у Украины осталось совсем небольшое количество паровозов. Они стояли на спецстоянках и в Сумской области, и в Запорожской. Но основную часть из запасов госрезерва они продали китайцам на металлолом.
Эксперт указывает на то, что паровоз имеет низкий КПД. И, если сравнивать его с тепловозом или электровозом, — низкую мощность.
— Это, конечно, не та техника сейчас. Ехать, пыхтеть, он, конечно, будет. Но тут надо учитывать много факторов. Это — усталость металла. У половины из уцелевших паровозов колеса вряд ли вообще крутятся. Другие — проржавели. И, опять же, возникнет вопрос о топливе. Для топки паровоза нужен уголь, может быть, нефть.
— Паровоз может работать и на торфе, и на дровах.
— На торфе работали, как правило, заводские паровозы, которые ходили на специальных подъездных путях. На дровах работали паровозы в Великую Отечественную войну. Но, надо заметить, топка должна быть рассчитана на специальное топливо. Если она сделана под уголь, то дрова в ней будут очень быстро прогорать, толку от них будет мало. Есть специальный критерий — высота огня. Под него и делаются котлы и топки. Собственного угля на Украине сейчас практически нет. Дров, конечно, они могут напилить. Но это все игрушки. Существенной роли паровозы в передвижении грузов не сыграют. И никак не заменят дефицит электровозов, которых на Украине — порядка полутора тысяч. Но пусть поиграются.
Хотя какое-то время, как говорит Евгений Александрович, паровозы «еще могут поползать».
— Но, опять же, скорости будут небольшие. И не понятно, как будет работать система сигнализации паровоз-светофор? Если переходить на старую систему, на ту, что стоит на паровозах, то остальное движение вообще стоять будет. Это достаточно большие сложности. Но можно и лошадей ведь впрячь.
Эксперт также обращает внимание на то, что для обслуживания паровозов нужна вода.
— А водяных заправочных колонок, как правило, уже не осталось. Раньше они входили в стратегический запас. Заправочные колонки для паровозов стояли практически на каждой железнодорожной станции. Не думаю, что они сохранились на Украине. То, что на линиях у них сейчас появились паровозы, говорит о том, что дела у Киева плохи. Удары по энергетической инфраструктуре Украины наносятся эффективно.