В последний раз антирекорд экспорта российского «голубого топлива» на европейские сбытовые рынки был зарегистрирован в 1990 году, когда зарубежным потребителям было отгружено всего 110 млрд кубометров газа. По итогам этого года продажи сократятся до 100 млрд «кубов» вместо 185 млрд кубометров, поставленных европейцам годом ранее.
Как заявил глава российской монополии Алексей Миллер, урезанного объема окажется вполне достаточно, чтобы исполнить обязательства перед отечественными и зарубежными потребителями. Ограничение экспорта заметно повлияет на годовые производственные показатели «Газпрома»: добыча компании снизится до 412 млрд кубометров вместо 515 млрд, извлеченных в прошлом году.
Снижение отраслевых результатов монополии объяснить несложно. За последнее время компания утратила большинство экспортных каналов сбыта сырья: в результате диверсии был выведен из строя трубопровод «Северный поток - 1»; полностью прекратились поставки по маршруту «Ямал — Европа»; до минимума снизился транзит через территорию Украины.
В направлении стран Старого Света на полную мощность действует только «Турецкий поток», однако его мощности также не безграничны из-за довольно узкого уровня транспортных возможностей.
Позитивное настроение внушает лишь экспортная магистраль «Сила Сибири», ориентированная на Азиатско-Тихоокеанский регион. В начале декабря «Газпром» заявил, что суточные поставки в Китай достигли исторического рекорда. Эксперты считают, что в 2023 году экспорт российского газа в Поднебесную вырастет на 6 млрд кубометров - до 22 млрд «кубов» в год. Тем не менее, полностью заменить утерянный сбыт на европейском рынке даже такой прирост вряд ли позволит.
Надежда на рост спроса со стороны Пекина все еще остается. По словам Миллера, подписанный в этом году дальневосточный контракт позволит увеличить общий годовой объем экспорта по восточным веткам до 48 млрд кубометров, а с учетом запланированного транзитного трубопровода через Монголию суммарные поставки вплотную приблизятся к 100 млрд кубов.
Между тем в связи с новыми вспышками коронавируса, повышение потребления энергоресурсов в Китае находится под большим вопросом: глава «Газпрома» предупреждает о падении мирового спроса на «голубое топливо» до уровня 65 млрд кубометров. Кроме того, дополнительные экспортные газовые участки в азиатские страны необходимо еще построить, на что уйдет от трех до пяти лет. Во сколько обойдется России сокращение экспорта углеводородов объяснили эксперты «МК»:
Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets: «При таком падении экспорта поступление нефтегазовых доходов в государственную казну только в ноябре сократилось более чем на 40%, а целом по году падение может составить 20%, что станет весомой частью общего дефицита бюджета.
В 2023 году прогнозируется сокращение экспорта газа до 50 млрд кубометров (вдвое меньше 2022 года). Одновременно существенно вырастет налоговая нагрузка на отрасль (НДПИ повышается в два раза). Это означает, что «Газпром» в будущем году может вообще оказаться без прибыли. В связи с этим дефицит бюджета, пока прогнозируемый правительством на уровне в 2% (2,9 трлн рублей), может увеличиться до 3-4% (5 трлн рублей)».
Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global: «В 2022 году «Газпром» снизил экспорт в Дальнее Зарубежье на 85 млрд кубометров. При нынешних европейских ценах на межконтинентальной бирже ICE в голландском хабе TTF в $945 за тыс кубов, стоимость этого объема могла превысить $80 млрд. Однако на протяжении года стоимость газа на спотовом рынке иногда в 2-3 раза превосходила текущие цены. Значит и выручка монополии могла быть в разы выше.
Правда, большинство оптовых продаж «Газпрома» ведется на основе долгосрочных контрактов, где цены обычно фиксированы и стоимость не меняется вслед за краткосрочными котировками.
Судя по всему, основной объем потерь Россию ожидает в первой половине 2023 года. Именно тогда нашей стране придется пройти низшую точку сокращения объемов экспорта, от которой потом зарубежные поставки начнут расти — за счет переориентации экспортных потоков в Азию и газового хаба в Турции, запуск которого при оптимистическом сценарии может состояться во второй половине 2023-го.
После ввода в эксплуатацию этого хаба российский газ вновь начнет поступать в ЕС, но юридически уже не будет принадлежать нашей стране. Объемы экспорта увеличится, тем не менее, в целом в следующем году ожидается снижение экспорта «голубого топлива» на 20%, поэтому потери от падения зарубежных поставок могут достигнуть почти $100 млрд.
Марк Гойхман, главный аналитик TeleTrade: «Как ни парадоксально, при снижении физических объемов поставок за рубеж в этом году доходы «Газпрома» вырастут. Это связано с шоковым снижением предложения «голубого топлива» в Европе (до последнего момента — главном импортере российского сырья). Из-за ограничения поставок среднегодовая стоимость сырья резко выросла: в 2021-м котировки в основном не превышали $500-700 за тысячу кубометров, а в 2022-м они практически весь год находились в районе $1000-3000 (и даже доходили до $3500).
Однако в 2023 году ситуация может поменяться. Европа постепенно приспосабливается в падению экспорта из России. За счет поставок топлива из альтернативных источников и жесткой экономии энергоресурсов стоимость тысячи кубов в настоящее время упала ниже $900. Можно предположить, что при сохранении низких объемов поставок в страны ЕС и недостаточном замещении экспорта в Азию, в ближайшей перспективе нашей стране компенсировать потери уже не получится».