Американская и европейская валюты, ослаблявшиеся почти все второе полугодие, к концу декабря решили «тряхнуть стариной» и вернулись к майским отметкам. И это не предел.
Исполнить желание российский властей, которые с весны говорят об опасности крепкого рубля, кажется, удастся Деду Морозу, поскольку с приходом его поры доллар и евро начали ощутимо расти.
По мнению ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, это объясняется одновременным воздействием сразу пяти факторов. Во-первых, это ожидания возврата к бюджетному правилу с января 2023 года.
Во-вторых, это последствия введения «потолка» цен на российскую нефть, который пока оказал обратный эффект на нефтяной рынок и особенно на марку Urals, продолжающую снижаться в цене.
В-третьих, опасения рецессии в мире, которая если не прямо, то косвенно затронет и российскую экономику. В-четвёртых, в декабре начала ускоряться годовая инфляция, которая к середине месяца превысила снова 12,6%, хотя в ноябре, по данным Росстата, опустилась ниже 12%.
А пятая причина в том, что в декабре нарушился паритет между долларом и евро, единая европейская валюта после серии повышений процентных ставок начала достаточно резко дорожать по отношению и к доллару, и к рублю.
«Ослабления рубля к мировым валютам всегда являлось вопросом времени, — говорит руководитель аналитического управления по глобальным рынкам ИК Fontvielle Артур Мейнхард. — История ещё не знает ситуаций, в которой санкционная экономика смогла бы удержать стоимость свой нацвалюты на досанкционном уровне».
Если ситуация с ограничением цен на Urals не обернётся для РФ каким-то позитивом (скажем, переносом поставок нефти с западного направления на юго-восточное, где ценовой «потолок», вероятно, не поддержат), надеяться на обратный откат доллара и евро не стоит. Наиболее вероятен сценарий дальнейшего ослабления рубля, считает эксперт.
Его девальвация играет на руку правительству, поскольку с возвращением евро в ценовой коридор 85–90 рублей и доллара к 72–77 рублям, бюджет нашей страны может вновь стать профицитным при неизменной стоимости нефти Urals.
Как отметил аналитик TeleTrade Алексей Федоров, для российских экспортеров снижение курса рубля — это тоже хорошая новость, потому что таким образом они компенсируют сокращение валютной выручки и поддерживают свою доходность. А вот для граждан ситуация менее однозначная, поскольку увеличиваются риски инфляции. Понятно, что рост цен, обязательный при заметном снижении курса российской валюты, обязательно подточит покупательную способность. Но все-таки большая часть российского ВВП сейчас — это именно экспортно-сырьевой сектор, а не сектор потребления, поэтому он важнее для текущей возможности государства финансировать расходы бюджета.
Что касается будущего, то и здесь более низкий курс национальной валюты России тоже представляется экономическим преимуществом, потому что позволит отечественным предприятиям обрабатывающего сектора, в том числе импортозамещающим, быть более конкурентоспособными на внешних рынках, что в новых реалиях чрезвычайно важно для российской экономики.
Самое главное, чтобы ослабление рубля не превратилось в обвал, потому что это шоковое событие. Оно может нивелировать все преимущества из-за панического роста странового риска и процентных ставок в внутри государства.
«Если курс на этой неделе достигнет 74-75 рублей за доллар, то тогда нас будет ждать повторение ситуации 2022 года, то есть новое масштабное падение рубля в январе-феврале 2023 года к 90-100 рублям за доллар и 100-110 рублям за евро», — предупреждает Федоров. Если же покупки российской валюты экспортерами для стартовавшего с 15 декабря налогового периода смогут сдержать ослабление рубля на этой неделе в границах 68-72 рубля за доллар, то тогда в январе рубль получит шансы на укрепление к 64-65 рублям за единицу американской валюты. А новая волна ослабления рубля начнется только в апреле-мае 2023 года, спрогнозировал эксперт.