Причина простоя заключается в ужесточении Турцией правил морских перевозок: Анкара требует от судовладельцев страховку, подтверждающую, что сырье либо не имеет отношения к России, либо, если поставщиком выступают наши компании, продано по цене ниже установленного Западом потолка в $60 за бочку. Страдают в итоге все участники рынка. Например, сейчас львиная доля танкеров, попавших на вынужденный прикол, перевозит сырье из Казахстана.
Сама Турции опровергает факт крупных заторов нефтетанкеров на Босфоре, отмечая, что число застрявших в проливе судов вдвое, а то и втрое меньше называемых западными изданиями значений. Ну а те, в свою очередь, передают, что ситуация близка к критической. По сведениям Bloomberg, зеленого света на проход через морской перешеек между Европой и Азией ожидают 26 танкеров, на борту которых находится около 23 млн баррелей сырой нефти.
Впрочем, обстоятельствами временной задержки перевозчиков Анкара охотно делится: разрешение на проход по Босфору не выдают тем судовладельцам, которые не предоставили специальные письма от страховых компаний, раскрывающие подробности транспортных операций. Главными условиями выдачи легитимного пропуска является определение «гражданства» нефти: поставщиком сырья не должна выступать российская компания. Если же углеводороды поступают из нашей страны, то стоимость контракта не должна превышать установленный ЕС и участниками G7 предельный порог в $60 за баррель.
Останавливая суда в Босфоре, Турция, с одной стороны, действительно старается следовать европейским нормативам: ценовой потолок и ограничение по морской транспортировке российской нефти вступил в силу с 5 декабря. С другой, Анкара все-таки выходит за рамки обозначенных антироссийских санкционных мер. Введенные Западом требования предусматривают плавный переход на новые торговые рельсы: верхний лимит цены не применяется к сырью, купленному и загруженному на танкеры до 5 декабря и выгруженному до 19 января 2023 года, тогда как, по сообщениям западных СМИ, многим судам, застрявшим в проливе, пришлось бросить якорь еще в конце ноября.
Причем, как указывают эксперты, Анкара довольно избирательно подходит к отсеиванию танкеров с якобы «токсичной» российской нефтью. По информации Bloomberg, половина остановленных судов перевозят казахское сырье, никак не попадающее под западные санкции.
«Эти энергоресурсы юридически принадлежат даже не Казахстану, а участникам Каспийского трубопроводного консорциума, в том числе, американской Chevron. Западные добывающие компании в основном предпочитают получать страховые полисы в Великобритании, которая является одним из мировых лидеров по оказанию сопроводительных услуг.
Возможно, турков смущает, что задержанные суда вышли из Новороссийска, однако странно, что другие борта, также загруженные в российском порту, минуют пробку и свободно пересекают многострадальный пролив», - поясняет эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
Стоит отметить, что Минфин США еще 7 декабря объяснил Турции, что ценовой потолок не подразумевает обязательных дополнительных проверок всех проходящих через транзитные узлы судов и не требует от их владельцев получения страховки для каждого отдельного рейса. Тем не менее Анкара уже предупредила, что казахским танкерам путь закрыт не только через Босфор, но и через Дарданеллы.
Между тем выдвинутые Западом ограничения в отношении российских углеводородов, судя по всему, служат лишь формальным поводом для остановки кораблей Турцией, которая намерена использовать международные санкции в собственных корыстных интересах. Анкара искусственно задерживает сырье на своей территории.
«Скорее всего, ситуация с казахскими танкерами является случайностью, и в скором времени они продолжат свой маршрут в европейском направлении. Суда же из нашей страны Турция продолжит тормозить, понимая, что в условиях санкций Москве придется ускорять процессы погрузки, выгрузки и перемещения нефти.
Исходя из этого, турки могут предложить российским поставщикам разгружать сырье в собственных портах, чтобы затем максимально загрузить свои перерабатывающие заводы для последующей продажи топлива в Европу уже по рыночной цене», — отмечает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. В таком случае, полагает эксперт, Анкара сможет получить двойную выгоду: накопить в своих хранилищах рекордные объемы «черного золота», которое можно будет реализовать в будущем, когда нефтяные котировки вырастут, а также заработать на производстве моторного топлива, которое уже не будет попадать под западные санкции.