Ситуацию вокруг долларов проще всего изучать на практике. Захожу в отделение малоизвестного банка, который всегда славился гуманным и приятным курсом обмена валют и никогда не подводил.
– Можно купить тысячу долларов?
– Нет.
Лаконично и неожиданно. Всё-таки до этого раньше дело не доходило: бывало, что где-то не было евро, где-то возникали проблемы с крупными суммами, где-то не радовал курс, а где-то отказывали, если ты начинал капризничать насчёт номинала купюр и просить помельче или покрупнее… Однако ситуаций, что в банке просто-напросто не было наличных долларов, всё-таки не случалось. Приходится проглотить разочарование и тревогу и задать глупый вопрос:
– Ну а вообще они появятся?
– Если кто-нибудь принесёт, значит, появятся, – философски отвечает сотрудник банка.
Больше ему нечего сказать, и это вполне понятно. Напомним, что ещё весной вступило в силу правило, согласно которому россияне могут купить только те доллары США и евро, которые поступили в кассы банков начиная с 9 апреля 2022 года. Центробанк РФ принял такое решение, чтобы не допустить дефицита наличной иностранной валюты в банках. Однако, кажется, до дефицита дело всё-таки дошло.
– Кстати, обратила внимание: в мобильном приложении написано, что продаёте доллары по 63 рубля, а здесь на табло написано 68. Почему так? – решаю продолжить разговор с сотрудниками неудачного банка.
Сотрудница банка охотно объясняет: курс на покупку онлайн и наличной валюты всегда отличается, так было и раньше, удивляться не стоит.
– Ну, а если я куплю доллары в приложении, я смогу их обналичить?
– Нет.
Живо вспоминается старый анекдот: «Скажите, я имею право? – Да, безусловно. – Значит, я могу? – Нет, не всё так просто». Вот и здесь так: можно, конечно, нажать на волшебную кнопку и почувствовать себя обладателем нужного количества американской валюты… но воспользоваться ею не удастся. Только ощущать радость от факта обладания (виртуального).
С просьбой разъяснить эту ситуацию «МК» обратился к ведущему эксперту Центра политических технологий, экономисту Никите Масленникову. По его словам, серьёзного повода для паники пока что нет, а вот объяснить нехватку наличных долларов очень легко – много валюты уходит в формате денежных переводов от родственников тем, кто экстренно покинул Россию.
– Можно сколько угодно спорить о количестве уехавших, но многие рванули без всего, и сейчас их семьи стараются сделать для них валютные переводы. Как это происходит? Те, кто продолжает работать на удалёнке, оставили своим близким зарплатную карточку. Всё равно за границей от неё нет никакого толка. До недавнего момента курс был очень щадящий, доллар можно было купить по 60 рублей. Вот люди и покупали доллары на зарплаты своих уехавших родственников, а потом искали способы переправить их за границу. Спрос на денежные переводы в последнее время очень сильно вырос. Вот и дефицит, – объяснил Масленников.
По словам экономиста, вряд ли это проблема системного характера: всё-таки экспорт более-менее развивается, хотя в прошлом месяце нефтегазовых доходов мы недополучили. Скорее речь идет о локальных заминках на фоне ряда факторов, в числе которых и массовые отъезды граждан за границу. Паниковать пока нет повода – скорее всего, всё нормализуется. Но вот тем, кому доллары нужны здесь и сейчас – например, чтобы отправиться в новогодний отпуск – придётся побегать, чтобы собрать нужную сумму.
Экономист Масленников предостерег россиян от попыток обратиться к «чёрному рынку»: велик риск нарваться на мошенников, которые продадут вам поддельные купюры. Кроме того, если во время нелегальной операции вы попадётесь, средства конфискуют. Поэтому лучше потратить больше времени и прочесать побольше банков. Впрочем, Масленников уверен, что черный рынок вряд ли будет востребован – не та ситуация.
Ещё недавно в некоторых кругах казалось правилом хорошего тона подшучивать над теми, кто на волне всеобщей паники накупил валюты по дикому курсу (вплоть до 120 рублей за доллар), однако сегодня эти люди оказались в выгодном положении: по крайне мере, на расходы в заграничном отпуске им денег хватит, даже если в банках удача не улыбнётся…
Повторяю попытку в отделении другого банка. Здесь ситуация кажется приятнее: после вопроса, можно ли купить тысячу долларов, сотрудница кому-то звонит, получает положительный ответ и кивает. Затем, правда, следует странное уточнение:
– Доллары старого образца вас устроят?
Пожимаю плечами: честно говоря, никогда не следила за изменением внешнего вида долларов. Если они нормальные и действующие, то почему бы нет? Сотрудница поясняет: некоторые клиенты, особенно те, кто рассматривает доллары как инвестицию, крайне подозрительно относятся к купюрам неидеального внешнего вида, поэтому придираются. Но если банк продаёт такие доллары, значит, никаких ограничений в их хождении нет и быть не может.
Курс покупки: 71, 91 рубль. Не слишком гуманно, если учесть, что официальный курс Центробанка РФ сегодня – 62,18 рубля. Однако выбирать не приходится: надо сказать «Спасибо», что доллары вообще нашлись.
– Вам для поездки? – уточняет кассир, отсчитывая мои доллары.
Хочется включить паранойю и колючим тоном поинтересоваться, с какой целью дама интересуется, но я просто киваю – ну да, для поездки, никакой интимной тайны в этом нет.
– Тогда я отдам вам немного однодолларовых купюр, хорошо? Вам пригодятся для чаевых и для мелких расходов, так даже проще будет, – предлагает кассир.
Безусловно, здравый смысл в её словах есть. В конце концов, попросить выдать часть денег при обмене валюты мелкими купюрами было правилом хорошего тона и в былые времена тоже – не всегда ведь удобно размахивать стодолларовой банкнотой, если хочешь всего лишь купить бутылку минералки.
Итак, я получила пухлую пачку – запрошенную тысячу долларов – в которой затесалась лишь одна сотенная купюра. Большинство – слегка потрёпанные жизнью банкноты по 50 долларов, несколько десяток и двадцаток. И ещё 10 баксов – однодолларовыми бумажками.
Позднее приходит время задуматься: купюра достоинством один доллар выглядит красиво и эффектно, когда лежит в роли чаевых на подушке в отеле, но её практическая польза невелика. И если вспомнить, что после апреля 2022 года в банках разрешено продавать только ту валюту, которую принесли россияне – значит, кто-то уже отчаялся настолько, что поспешил обменять на рубли не только серьёзные сбережения, но и долларовую мелочь? Или просто сбросил её как балласт, рассудив, что в новой реальности от мелких долларов в ящике комода толку мало, а так хоть хватит на поход за продуктами?