Еврокомиссия готова на этой неделе начать переговоры со странами ЕС по поводу девятого пакета санкций против России. В свою очередь, Польша просит увязать новый раунд переговоров с потолком цен на российскую нефть. Когда Европа обсуждает потолок цен на нефть из России, звучат разные предложения стран, которые так или иначе зависят от сырья из РФ или преследуют свои политические цели. Например, за более низкий ценовой порог выступают главные проводники антироссийской политики в ЕС – Польша и страны Балтии. С другой стороны, за более высокие цены ($60-70 за баррель) выступают Греция и Мальта – их морские грузоперевозчики зависят от поставок нефти из России, так как зарабатывают на этом. Возможен ли компромисс между партнерами по ЕС и каким он будет?
Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets:
«Помимо ЕС, есть также и позиция США – установить потолок цен для российской нефти таким, чтобы снизить доходы России, но не допустить дефицита на рынке (значит, цены должны быть сравнимы с мировыми). Ведь в случае резкой реакции РФ (отказ от поставок нефти в страны, поддержавшие потолок цен) котировки нефти обязательно вырастут, что приведет к новому витку роста стоимости топлива уже в Штатах. А это снова подстегнет там инфляцию. Вот почему США так активно пытались сначала договориться с Саудовской Аравией насчет увеличения добычи нефти, затем – с Ираком (в обмен на «ядерную сделку»), а сейчас – с Венесуэлой, против которой Белый дом ранее ввел санкции и обрушил нефтедобывающую отрасль этой страны. Если бы такие договоренности удалось достичь, то потолок цен для России наверняка уже был бы принят – причем на очень низком уровне. Но этого не случилось. И сейчас США, которые продавливают в Европе эту инициативу, и ЕС пытаются балансировать между необходимостью еще больше «наказать» Россию и своими собственными экономическими интересами. Потому переговоры проходят так долго и сложно.
В результате наверняка будет принято какое-то решение, но, судя по всем этим сложностям, оно будет учитывать и интересы России. Скорее всего, будет введен потолок цен до $60 за баррель. Вчера ЕС не удалось принять отметку $62 за баррель. Так что наверняка этот порог снова будет понижен, но не очень намного – это грозит серьезными последствиями самой Европе, когда РФ откажется поставлять сырье в страны, поддержавшие инициативу».
Федор Сидоров, частный инвестор, основатель «Школы Практического Инвестирования»:
«Для Евросоюза этот вопрос крайне сложен. С одной стороны, страны должны поддержать свое реноме борцов против российского режима. С другой, никто не хочет остаться без нефти из РФ, так как наша страна уже заявила: в государства, присоединившимся к потолку цен, Россия поставлять сырье не будет. А нефть – это топливо для огромного количества отраслей любой экономики. От объема нефти зависит производство удобрений, пластиков, резиновых изделий, химии и многого другого, что производится в Старом Свете. Потому и нет такого единства: Европа уже столкнулась с тяжелыми последствиями собственных санкций (как в ситуации с газом). Скорее всего, будет найдено какое-то половинчатое решение, так как уже сейчас российская нефть торгуется ниже уровня $60-70. В такой ситуации вопрос потолка цен на нефть из России вообще не имеет смысла».
Марк Гойхман, главный аналитик TeleTrade:
«Интрига в том, что страны ЕС так и не могут договориться о высоте «протолка», которым они уже давно грозят России. Борются два подхода к баррелю. Один – $30-40, за который выступают, в частности, Польша и страны Балтии. В таком случае будет нанесен удар по финансам нашей страны, что и является целью затеи. Но тогда есть риск ухода больших объёмов предложения с рынка и взлета котировок для всех потребителей. Что при страданиях европейцев от инфляции крайне контрпродуктивно. Другой лагерь настаивает на рубежах $65-70 за баррель. Например, Греция, в которой, как известно, все есть, в том числе обширный танкерный флот, который пострадает от ограничения перевозок нефти при низких ценах. Конечно, не только в танкерах дело. Да, это не слишком подействовало бы на мировые цены. Но бессмысленно для ограничения финансовых поступлений в Россию от экспорта нефти. Поскольку пока идут споры, из-за них и иных рисков, цена российской марки Urals ушла ниже данных рубежей. Почти до $64, минимумов с апреля 2021 года. То есть «потолок» легко превратился в «пол». И установление предела никак не повлияет на поступления от продажи барреля в России. Кроме того, сам факт введения «потолка» обострит ситуацию, поскольку Москва многократно предупреждала, что в страны, поддерживающие его, не будет поставляться нефть. Поэтому, возможно, что будут приняты некие компромиссные цены - в прямом смысле «среднепотолочные».