«Сегодня у нас сразу два ярких события, значимых для отечественного судостроения и нашего ледокольного флота», — заявил в начале церемонии ВВП, которому благодаря видеосвязи больше не нужно разрываться на части. Сначала из своего кабинета в Ново-Огареве он проследил за пуском на воду атомного ледокола «Якутия». А потом переключился на вертолетную площадку «Урала», где поднимали российский флаг. Оба судна, как пояснил президент, были заложены в рамках большого серийного проекта и являются частью масштабной работы «по укреплению статуса России как великой арктической державы». «Первые два ледокола этой серии — «Арктика» и «Сибирь» — уже несут службу на труднейших участках и сложных маршрутах (Севморпути)», — напомнил он.
Строящийся ледокол «Якутия» возвышался над чиновниками, приехавшими лично убедиться, что церемония спуска на воду пройдет без сучка без задоринки. Тут были вице-премьеры Денис Мантуров и Виктория Абрамченко, выбранная крестной матерью ледокола. «У крупных судов всегда должна быть крестная мать», — объяснил журналистам Дмитрий Песков. И действительно: судя по фотохронике предыдущих церемоний, в этой роли уже успели побывать спикер Совфеда Валентина Матвиенко, вице-премьер Татьяна Голикова и глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Задача крестной матери — разбить бутылку шампанского о корпус корабля и, как выразился глава ОСК Алексей Рахманов, «благословить его на счастливую судьбу».
С шампанским у Виктории Абрамченко проблем не возникло. «Красавице «Якутии» — скорейшего вступления в строй и семь футов под килем!» — разбив бутылку, сказала она. Об эффективности этого благословения можно будет судить в 2024 году, когда достроенная до размеров 18-этажного дома «Якутия» должна присоединиться к ледовой группировке. «Указанные сроки, набранный темп работы должны быть неукоснительно выдержаны. Уверен, что так и будет», — подчеркнул внимательно следивший за церемонией Владимир Путин. Однако повод для беспокойства все-таки есть: женщины в правительстве уже закончились, а ледоколы продолжают строиться. На верфях сейчас находится «Чукотка», а еще два судна этого класса, по словам Дениса Мантурова, планируется заложить в ближайшей перспективе. Кто будет их крестными матерями? Как показывает практика, пока эту почетную миссию никому, кроме представительниц федеральной власти, почему-то не доверяли.
После того как «Якутия» под радостные крики корабелов отправилась в первое мини-плавание к ближайшему доку, видеоинженеры связали Владимира Путина с вертолетной площадкой ледокола «Урал». Этот корабль должен приступить к выполнению задач уже в декабре 2022 года. А значит, пришло время поднимать российский флаг, что и было сделано в присутствии президента, который стоя слушал исполнение гимна. Как рассказал глава Росатома Алексей Лихачев, «Урал» присоединится к судам, обеспечивающим транспортировку грузов по Севморпути. В этом году грузооборот этого маршрута составит 34 млн тонн, что на 2 млн тонн выше планового задания. «К 2035 году перевозки по Севморпути превысят 200 млн тонн. Ожидаем налоговые поступления свыше 13 трлн руб.», — порадовал президента Лихачев.
Не секрет, что российские власти возлагают большие надежды на Севморпуть, именно поэтому сотни миллиардов рублей инвестируются в ледоколы. Арктический коридор не попадает под санкции и необходим для транспортировки СПГ и нефти с северных месторождений. «Развитие этого маршрута чрезвычайно важно уже сейчас, а в ближайшей перспективе его значимость возрастет многократно», — заявил президент, отметив, что Севморпуть позволит России наладить эффективную логистику со странами Юго-Восточной Азии. «Мы открыты для сотрудничества с нашими партнерами, с теми, кто хочет работать с Россией», — подчеркнул он.
На церемониях не стали говорить о проблемах. На самом деле все современные ледоколы сдаются с опозданием: «Арктику» вместо 2017 года ввели в эксплуатацию в 2020-м, «Сибирь» — в 2021-м вместо 2019-го. «Урал» должен был приступить к ходовым испытаниям в сентябре.
Замглавы Совбеза Дмитрий Медведев 18 ноября признал наличие «немалых сложностей» из-за санкций, а также отставание от графика, которое «пока не преодолено». По мнению экспертов, для круглогодичной эксплуатации Севморпути России нужно иметь 7–9 атомных ледоколов, а их к 2030 году будет в лучшем случае 6. Впрочем, пока непонятно, удастся ли выйти на заявленные объемы грузоперевозок: это будет зависеть от реализации нефтяных и газовых проектов, а также от готовности иностранных компаний использовать этот маршрут для транзита.