Решение «об изъятии доли «Газпрома» в EuRoPol Gaz» по представлению Агентства внутренней безопасности Польши озвучил министр развития и технологий страны Вальдемар Буда. Варшава установила в компании внешнее управление, «необходимое для надлежащего функционирования, избежания паралича принятия решений и обеспечения безопасности критической газотранспортной инфраструктуры» некогда совместного предприятия. По-сути, речь идет о национализации Europol Gaz, до весны этого года контролировавшего поставки российского «голубого топлива» как польским потребителям, так и покупателям из других стран Евросоюза по трубопроводу «Ямал - Европа».
Экспорт сырья по этому маршруту, проходящему из России по территории Белоруссии в Польшу, был остановлен еще в апреле. Москва перекрыла краны из-за отказа Варшавы оплачивать поставки в рублях. В настоящее время российская и белорусская ветки трубы фактически простаивают, а европейский отрезок используется для реверсных поставок сырья из Германии в Польшу.
«Газпром» пока не комментирует решение о конфискации своей доли в EuRoPol GAZ. По-видимому, монополия уже давно не включает свой польский актив в финансовые и производственные бизнес-планы. Помимо разногласий по вопросу, в какой валюте оплачивать поставляемое по этой трубе топливо, сделки с этим предприятием запрещены подписанным 3 мая указом Владимира Путина, ограничивающим взаимоотношения отечественных экспортеров с рядом иностранных предприятий, против которых Россия ввела санкции.
По словам генерального директора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, получив полный контроль над EuRoPol GAZ, поляки могут оказаться в положении «собаки на сене». Реверс газа из Германии в Польшу по европейской ветке трубы увеличивается, однако поставки в этом направлении настолько незначительны (чуть более 560 тыс кубометров в сутки), что лишают проект рентабельности, а полученная прибыль вряд ли окупит издержки даже на обслуживание системы. «При существующих оборотах польский отрезок «Ямал - Европы» будет приносить одни убытки, а увеличить доходность поставок Варшава не в состоянии в связи с отсутствием необходимой ресурсной базы», — считает эксперт.
Любопытно, что свои намерения в отношении оператора «Ямал – Европы» Варшава раскрыла практически одновременно с заявлением Берлина об окончательной национализации бывших европейских подразделений «Газпрома» в Германии. До последнего времени правой статус владельцев компании Securing Energy for Europe GmbH, ранее известной как Gazprom Germania, оставался неопределенным. В конце апреля Минэкономики ФРГ взяло на себя управление этой структурой, в состав которой помимо двух немецких сбытовых фирм входят торговавший по всему континенту лондонский газовый трейдер и оператор австрийских подземных хранилищ.
Очевидно, что принудительный отъем у «Газпрома» европейских активов из единичных случаев превращается в тренд. Причем, насильственные действия могут коснуться не только государственных, но и частных российских компаний. По мнению эксперта Фонда национальной энергобезопасности Игоря Юшкова, страны ЕС уже нацелились на мощности по распределению сжиженного природного газа, а также рассматривают возможность конфискации нескольких крупных нефтеперерабатывающих объектов, принадлежащих российским инвесторам. «Брюссель называет подобные операция компенсацией европейских потребителей за целенаправленную политику России, якобы способствующую искусственному рекордному росту газовых котировок в Европе, намеренно умалчивая, что энергокризис на континенте начал нагнетаться еще в 2021 году, задолго до событий на Украине. Однако по факту это примитивный грабеж», — резюмирует эксперт.