О необходимости возрождения Госплана для оборонной промышленности заговорили даже в Минпромторге России. Но я-то считаю, что Госплан 2.0 как стратегический подход на принципиально новых технологических основаниях надо вводить везде и повсеместно, невзирая на отраслевую принадлежность предприятий или их форму собственности. Многоукладность экономики никто не отменяет, просто подходить к системе экономических отношений надо не как к стихии, а как к организованной связанной и, как хотелось бы, целенаправленной сущности.
Коротко обозначу то, что понимается под Госпланом 2.0.
Во-первых, это подход к управлению национальной экономикой, в котором государство однозначно формирует свои стратегические цели (частично это отражено в Майских указах) и исходя из этих целей выявляет задачи для регионов, отраслей, комплексов. Грубо говоря, на период «пятилетки» мы как страна точно знаем, каких национальных целей мы должны достичь и какие народнохозяйственные рубежи преодолеть. Стратегические цели могут быть самыми разными, начиная с того, чтобы, скажем, обеспечить экономический рост на уровне 10% на протяжении 10 лет, и заканчивая достижением числа граждан в стране, допустим, в 200 миллионов к 2025 году с прожиточным минимумом, например, в 30 тысяч рублей. Определяя эти цели, государство ставит задачи всем организациям и предприятиям в стране исходя из их возможностей и приоритетов. Если какую-то задачу поставить некому, то формируется (с привлечением частного или государственного капитала) субъект, готовый поставленные задачи решать и решить. По сути, национальные цели должны быть декомпозированы до уровня конкретных решений и поручений, по которым (через определенное время) должен быть получен сигнал об исполнении.
Во-вторых, Госплан 2.0 — это еще и институция, формируемая на уровне председателя Правительства Российской Федерации во главе с одним из его заместителей. Организационная форма — вопрос, конечно, вторичный. Главное — наличие полномочий, возможностей ставить задачи и контролировать их выполнение. Прообразом будущего Госплана 2.0 так или иначе является нынешний Координационный совет по обеспечению потребностей Вооруженных сил.
В-третьих, Госплан 2.0 — это фундаментальная часть мобилизационной экономики, возможность объединить все разрозненные экономические процессы в единый народнохозяйственный организм. Такая консолидация — это не только шанс стать больше и сильнее, но и создание условий для более интенсивного роста и целостного развития.
Теперь про трудности, противоречия и возможные возражения оппонентов…
Первая очевидная трудность — это однозначная сложность управления всем и вся. Напомню, что система советского планирования зашла в тупик в том числе еще и потому, что ее сложность уступала сложности комплекса всех экономических процессов. То есть управляющая система была проще управляемой, что ни много ни мало — но противоречит системным законам мироздания. Нельзя «перфокартами» управлять современной экономикой. Соответственно, управляющую систему надо радикально усложнять. Для этих целей прекрасно подходит инструмент современных цифровых (в частности, блокчейн) платформ. Очевидно, что современный Госплан может быть только цифровым, то есть организованным на основе обработки миллионов (а на самом деле миллионов миллионов миллионов…) производимых и планируемых транзакций (большие данные). Схематично Госплан 2.0 можно представить в форме классического «черного ящика» из кибернетики. На входе в «черный ящик» мы имеем национальные цели и общественно-государственные приоритеты, а на выходе — задачи и поручения всем возможным участникам для достижения заявленных целей и приоритетов. Миссия Госплана 2.0 — перевести целеполагание с языка лозунгов на понятный конечным исполнителям язык оперативных планов и тактических задач. Возможно ли обеспечить прохождение данных процедур технологически? Отвечаем: возможно! Все технологии, как и необходимые мощности, в нашей стране имеются. Давайте ими пользоваться!
Второе противоречие — это наличие необходимого массива критически важной (а точнее — полной) информации обо всех транзакциях в стране, необходимой для работы «черного ящика». Имеется у нас данная информация? Отвечаем: имеется. Например, в настоящее время Федеральная налоговая служба (ФНС), что называется, в реальном времени «видит» все, что происходит в национальной экономике. Если мы добавим сюда информацию от Федеральной таможенной службы (ФТС), то объем актуальных данных автоматически увеличивается еще и за счет учета экспортно-импортных операций на пространстве ЕАЭС и его партнеров. Добавляя данные от МФЦ и портала «Госуслуги» (место работы, образование, переезд, изменение имущественного или семейного статуса граждан и др.), мы получаем практически полную картину всего, что происходит в нашей экономике как в настоящее время, так и в ретроспективном порядке. Фиксация происходящего в блокчейне делает массивы данной информации не только точными, но и защищенными от махинаций и манипуляций.
И здесь мы вспоминаем про третью сложность — необходимость эффективного управления данной информацией и произведения операций с этими массивами. Здесь нам на помощь приходят уже обозначенные выше современные информационные технологии, способные работать практически с любыми гигантскими объемами данных. Наш «черный ящик» превращается из преобразователя управляющих сигналов в критически важный инструмент стратегического и оперативного планирования. То есть информация из разных источников (ФНС, ФТС, «Госуслуги» и пр.), поступающая в «черный ящик» в реальном времени, становится основой для постановки целей и задач всем субъектам экономической деятельности в стране.
Следующая трудность, которую вы можете обозначить, — это сумбур, хаос, перегибы и волюнтаризм при постановке задач. Грубо говоря, сразу вспоминается кукуруза от Никиты Сергеевича Хрущева, которую пытались сажать везде — от тайги и тундры до субтропиков. Здесь также хочется акцентировать внимание на том, что принятие любых решений в Госплане 2.0 призвано осуществляться на основе поступающей оперативной и накапливаемой информации. Грубо говоря, прошлый позитивный (как и негативный) опыт в «черном ящике» проигнорировать невозможно. Соответственно, роль и место той или иной организации, объединения или производственного комплекса в Госплане 2.0, по идее, должны определяться исходя из возможностей и перспектив экономического развития.
Здесь нам могут «предъявить» следующее, пятое, противоречие, которое можно сформулировать следующим образом: как можно обеспечить адекватность планирования в изменяющихся условиях рынка и постоянной турбулентности? На это возражение также есть вполне понятный ответ: любое планирование, особенно стратегическое, носит характер определения целей «в пределах возможного», то есть важна не угаданная точность прогнозирования до долей процентов, а спланированное получение результата в рамках заявленного норматива «от и до». Кроме того, постоянное получение первичных данных и верифицированной информации в реальном времени по тысячам различных параметров (включая информацию про страны и системы-конкуренты в мире) позволяет корректировать и уточнять не только задачи, но и управляющие сигналы исполнителям, их оперативные планы и «дорожные карты» в реальном времени.
Как это все может выглядеть на практике? Как я уже говорил, государство определяет свои цели, задачи, планы и приоритеты на перспективу. Данная информация носит открытый для предприятий характер. Соответственно, компании могут также планировать свое будущее, зная про возможный сбыт своей продукции. Под реализацию сформулированных и обнародованных планов проще получить кредит, поскольку банк уверен в реальности экономических процессов. Конкуренцию тоже никто не отменяет, поскольку многоукладность экономики подразумевает конкурс предложений для решения тех или иных производственных или социальных задач. Опять же, государственный характер планов позволяет компаниям диверсифицировать свою деятельность и своевременно осуществлять перевооружение в нужном направлении. Экономические перспективы становятся понятны и для государства, и для рынка. В подобных условиях работа становится не только более предсказуемой, но и более результативной.
На самом деле цифровой Госплан решает еще целый комплекс параллельных и крайне практических задач. Например, предприятию легче искать партнеров и поставщиков (вся же информация имеется). Здесь платформа Госплана 2.0 выполняет функцию маркетплейса, сокращая транзакционные издержки и обеспечивая экономию временных и прочих ресурсов для предприятий. Еще Госплан 2.0 прекрасно может обеспечивать управление гармоничным пространственным развитием, устраняя территориальный дисбаланс и корректируя в нужную сторону социальное и экономическое развитие наших территорий. Сюда же добавляется управление кадровым потенциалом территорий и отраслей. Госплан 2.0 может помогать оптимизировать миграционные потоки, а конкретным людям он может оказать помощь в построении индивидуальной профессиональной карьерной траектории, вовремя подсказав, где и какие требуются специалисты, в каком количестве и какой квалификации. Кроме того, Госплан 2.0 — это биржа государственного заказа, витрина институтов развития, платформа для продвижения проектов, привлечения кадров, партнеров и инвестиций. Если хотите, Госплан 2.0 — это тоже немного метавселенная, но кроме виртуальной части у нее еще есть вполне реальная жизнь как в привычных нам, так и в перспективных формах экономических отношений.
Теперь о практической реализации идей по внедрению принципов Госплана 2.0… Сразу хочу обозначить, что технологически и организационно мы к введению Госплана 2.0 в реальную жизнь и управлению экономикой уже однозначно готовы. Необходимо подвести нужную нормативно-правовую базу, что, в принципе, тоже вполне реально. Соответственно, необходимо принятие решения о реализации Госплана 2.0 на самом высоком уровне, которого не надо ждать — его нужно готовить. И, по моему твердому убеждению, альтернативы государственному целевому планированию на основе современных технологических цифровых решений просто не существует.