Контракт с поставкой «на день вперед» на хабе TTF в Нидерландах 7 ноября закрылся на уровне $583 за тысячу кубометров, что вдвое больше, чем в середине прошлой недели. В целом по ЕС закачка газа незначительно превышает растущий отбор, который стартовал позже, чем когда бы то ни было за последнее десятилетие. Предыдущий рекорд был зафиксирован в 2013-м: тогда запасы начали уменьшаться 4 ноября. На сегодняшний день их уровень составляет 95,17% — это более 102 млрд кубометров активного газа. Проблема в том, что обычно европейские ПГХ обеспечивают лишь около 25–30% потребляемого в ЕС зимой газа. Поэтому даже близкие к максимальным запасы не гарантируют безмятежного прохождения осенне-зимнего периода.
В этих условиях, усугубляемых резким снижением поставок из России, правительства входящих в альянс стран уже выделили около €300 млрд на смягчение последствий энергетического кризиса для бизнеса и домохозяйств. Чтобы не допустить банкротств компаний и увольнения сотрудников, власти снижают налоги (НДС и акцизы), выдают субсидии и льготные кредиты. К концу года бюджетные траты на эти меры превысят в отдельных странах 1,5% ВВП, подсчитали в МВФ. Как отмечают в Фонде, тарифы на газ и электричество для европейцев пока в полной мере не отражают скачок стоимости сырья. Основное бремя легло на коммунальные предприятия, которые покупают газ на оптовых рынках и распределяют среди клиентов по долгосрочным контрактам с фиксированной ценой. При этом на энергорынке ЕС высокая конкуренция: каждый может без проблем выбрать одного из нескольких поставщиков электричества и газа, предлагающих разные условия.
Между тем, по данным компании VaasaETT Ltd, в октябре средние цены на газ для европейских потребителей оказались вдвое выше, чем в том же месяце 2021 года — 36 евроцентов против 18 евроцентов за киловатт-час (рост на 67%).
«Сегодня главным риском для устойчивости энергосистемы ЕС являются негарантированные поставки природного газа со стороны России и других производителей, таких как США и Катар, которые сосредоточились на создании запасов для внутреннего рынка, — рассуждает руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. — А запасы в ПХГ необходимо постоянно пополнять. Вторая угроза для Европы — холодная зима. Ведь очевидно, что для поддержания комфортной температуры в домах при морозе до минус 10 градусов газа из хранилищ понадобится меньше, чем при минус 15. Третья опасность — дефицит сырья для производств, поскольку природный газ востребован в сталелитейной промышленности, при производстве удобрений и так далее. Его нехватка почти наверняка приведет к обострению энергокризиса в Европе, банкротству и остановке предприятий».
Ситуация бьет не столько по населению, сколько по экономике: объемы потребления газа у предприятий просели примерно на 30%, говорит эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Останавливаются целые сектора: металлургия, целлюлозно-бумажное, стекольное производство. Причем самый сложный период отопительного сезона придется на февраль-март: к этому времени газ в ПГХ заканчивается даже в обычных условиях. Это значит, что текущие нужды придется покрывать за счет текущего импорта, с которым явные проблемы.
«Заполненность ПХГ сейчас даже чрезмерная: например, в Бельгии 100%, в Германии — 98%, во Франции — 99%, — отмечает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — У берегов ЕС находятся свыше 30 танкеров с СПГ, в пути — еще 30 судов. Но основные испытания, конечно, впереди. Во многом именно от погодных условий зависит, хватит ли запасов для спокойного прохождения зимы. Конъюнктура связана еще и с тем, насколько высок окажется спрос на СПГ в других регионах, прежде всего в Азии. В ближайшие недели цены в Азии могут вырасти по сравнению с европейскими, «избалованными» избытком предложения. В этом случае трейдеры перенаправят поставки. Так что физический дефицит сырья может проявиться в полной мере в самый неподходящий момент».