«Пока Европа вводит санкции против России, некоторые священные коровы пощажены», – утверждает заокеанское издание The New York Times, отмечая, что некоторые европейские страны при обсуждении новых ограничений лоббируют защиту ключевых для них секторов.
«Бельгийцы защитили торговлю российскими алмазами. Греки беспрепятственно перевозят российскую нефть, Франция и ряд других стран до сих пор импортируют российский уран для производства атомной энергии», – констатирует американская газета, говоря о том, что Евросоюзу приходится идти на компромиссы для поддержания консенсуса по санкциям.
По данным газеты Le Monde, Брюссель настаивал на исключении известной российской алмазодобывающей компании из восьмого пакета санкций против России, который был принят ЕС в начале октября. Впрочем, дело касается не только алмазов, но и российской стали.
«Впервые в истории одна страна – в данном случае Бельгия – воздержалась при голосовании. Хотя это решение не создало угрозы для процесса, оно подало сигнал», – отмечает Le Monde.
Сообщается, что в ходе обсуждения новых антироссийских ограничений Бельгии была предоставлена двухлетняя отсрочка по запрету на импорт некоторых видов российской стали. Дело в том, что без поставок из России ряд бельгийских металлургических заводов может попросту обанкротиться, в результате чего без работы останется около 1200 рабочих.
А с учетом того, что бельгийский Антверпен считается «ювелирной столицей» мирового уровня, понятно, почему эта страна, по данным СМИ, настаивала на исключении из нового пакета санкций российской алмазодобывающей компании. (А за запрет на импорт драгкамней из России выступили Польша, Ирландия и прибалты). Ведь Антверпен давно стал «хабом» для алмазов, прибывающих в Европу (в том числе из России). И представители антверпенского World Diamond Center заявили, что санкции отнимут у них порядка 30 процентов бизнеса. Неудивительно, что премьер-министр Бельгии Александр Де Кроо неоднократно заявлял, что любой запрет на драгоценные камни навредит больше Евросоюзу, чем Москве. На «ювелирку», по данным Reuters, приходится 5 процентов экспорта королевства, а отрасль обеспечивает около 30 тысяч рабочих мест.
Бельгийцам уже «прилетело» по этому поводу от Киева. Зеленский еще в конце марта заявил: «Есть люди, для которых бриллианты, проданные в Антверпене, важнее той борьбы, которую мы ведем. Мир стоит гораздо больше, чем бриллианты».
Но, видимо, потребность в товарах из России для Брюсселя оказалась столь велика, что бельгийская сторона пошла на невиданный шаг – воздержалась при голосовании по санкциям (хотя, как писало по этому поводу издание Politico, бельгийцы обещали не блокировать санкции по алмазам, но бельгийские дипломаты лоббировали чиновников ЕС, чтобы драгоценные камни не попали под ограничения). А ведь, по словам европейских дипломатов, даже считающийся на Западе «пророссийским» премьер-министр Венгрии Виктор Орбан не воздерживался в ходе таких голосований. И это при том, что некоторые государства-члены Е выступают против санкций, а также есть разногласия по поводу военной и финансовой помощи Украине.
К слову, та же Венгрия и примкнувшая к ней Словакия ранее выбили у коллег по Евросоюзу исключения в отношении поставок российской нефти. В конце мая также сообщалось, что сделал ЕС поблажку и для Чехии, разрешив ей на 18 месяцев закупать в России определенные продукты нефтепереработки. Болгария заявила, что также добилась исключения до конца 2024 года, поскольку ее НПЗ рассчитаны на прием только российской нефти.
«Одним из наиболее сложных и важных лоббистских усилий по защите европейской промышленности от санкций стала попытка греческих дипломатов разрешить греческим танкерам перевозит российскую нефть по неевропейским направлениям, – пишет о «санкционных прорехах» The New York Times. – Согласно информации, собранной с платформы данных по мореходству MarineTraffic, более половины судов, перевозящих российскую нефть, принадлежит Греции».
Блюстители интересов греческого судоходства утверждают, что если отрасль выйдет из этого бизнеса, то на ее место ринутся конкуренты, чтобы транспортировать российскую нефть, например, в Китай и Индию. И по словам европейских дипломатов, их коллеги из Греции в ходе жестких переговоров в мае-июне сумели высвободить греческие судоходные компании из-под жестких требований нефтяного эмбарго.
Ну, а о том, что от поставок газа из России зависит Германия – об этом не писал только ленивый. Не в силах пока отказаться от «голубого золота» и Австрия, чей канцлер Австрии Карл Нехаммер заявил, что он не может включать российский газ, который покрывает треть потребностей ЕС: «Российскую нефть гораздо легче компенсировать... газ – это совсем другое». Дело дошло до того, что в августе появились сообщения: нидерландская Гаага решила просить о временном – до 1 января 2023 года – освобождении от санкций ЕС в отношении России. Город, являющийся де-факто столицей Нидерландов, не смог за несколько месяцев найти альтернативу «Газпрому» как поставщику газа.
Однако есть тема, которая не столь громко (по сравнению с нефтью и газом) обсуждается в западных СМИ. Как оказалось, европейские страны достаточно сильно зависят от ядерного топлива из России. Несмотря на санкции, организация «Гринпис» сообщила в конце сентября о прибытии во французский порт Дюнкерк судна, перевозящего, как утверждается, российский уран. И это несмотря на то, что еще в апреле Европарламент вслед за неоднократными требованиями украинского правительства призвал ввести полное эмбарго на импорт российского ядерного топлива.
Но попытка Германии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Ирландии запретить ядерную торговлю с Россией сорвалась (по крайней мере, пока). В конце концов, около 20% обогащенного урана, используемого атомной промышленностью ЕС, поступает из России, еще 20% – из Казахстана.
В ряде европейских стран (включая Словакию, Чехию, Венгрию и Болгарию) находится 18 ядерных реакторов российской разработки, и все они полагаются на Россию в плане поставок ядерного топлива и других услуг. А в августе, как сообщалось, Венгрия решила приступить к строительству еще двух российских ядерных реакторов для расширения существующей АЭС «Пакш».
Среди возможных получателей урана из России «гринписовцы» наряду с вышеупомянутыми странами Восточной Европы называют Францию и Финляндию. Попытки экологов взывать к европейским властям с требованием прекратить поставки урана особого эффекта не достигли. Примерно месяц назад правительство Германии было вынуждено заявить, что оно не может остановить поставку партии российского урана, предназначенной для французских АЭС, поскольку ядерное топливо не подпадает под действие санкций Европейского Союза в отношении России. Ну, а Франция не скрывает, что ее потребности в электроэнергии сильно зависят от атомных станций. Из чего можно сделать вывод, что в обозримом будущем страна вряд ли готова резко отказаться от российских поставок.