Напомним, что с российской стороны в переговорах участвовал заместитель министра иностранных дел Сергей Вершинин, а от Организации Объединенных Наций – заместитель Генерального секретаря ООН Мартин Гриффитс.
На повестке дня стояли два вопроса. Первый – продление и расширение зерновой сделки. Ее официальный срок завершается 19 ноября и заинтересованные в украинском сельхозэкспорте страны хотят ее пролонгации. На фоне возможного продовольственного кризиса в мире, особо для беднейших стран Африки и Азии, тема весьма актуальная. Но перспективы продления этой сделки пока что туманны, мы не знаем итогов переговоров. .
Второй вопрос, который обсуждался в российском МИДе с представителями ООН, содействие экспорту российского зерна и удобрений на мировые рынки. Дело в том, что когда 22 июля нынешнего года в Стамбуле подписывался меморандум о зерновой сделке, то ООН, своим влиянием и авторитетом обещала добиться снятия препятствий с экспорта российской сельхозпродукции и удобрений.
Эту продукцию ждут многие страны в Африке и в Южной Азии. Сейчас начинается посевная озимых культур и для получения высоких урожаев без минеральных удобрений из России аграриям, что в Европе, что на других континентах, просто не обойтись.
Однако весь фокус в том, что если первая часть меморандума, по украинским зерновым, выполняется согласно графика, то вот с «зеленой улицей» для российской сельхозпродукции вопрос, несмотря на заверения ООН, так и не решен. Судам с российским грузом запрещено заходить в иностранные порты, большие крупнотоннажные корабли не сдаются во фрахт, введены проблемы во взаиморасчетах с покупателями. Какими были препоны для российского экспорта, такими и остались.
Для кого в таком случае замышлялась эта самая «черноморская зерновая инициатива»? Понятно, что не для России, поскольку ее экспорт значительно отстает от уровня прошлого года. Да и не для тех бедных африканских и азиатских стран, которые традиционно покупают зерновые российского и украинского происхождения.
Судите сами: за три месяца реализации «черноморской зерновой инициативы», из трех украинских портов вышли 345 крупнотоннажных судов с сельхозпродукцией. Они вывезли более 7,7 миллионов тонн груза, в основном, зерновых культур – пшеницы и кукурузы. Турецкая сторона, которая выступает в данном вопросе посредником, даже считает, что зерновая сделка могла бы стать моделью для решения других проблем между Россией и Украиной.
Вот только мониторинг показывает, что основными покупателями украинского зерна являются не беднейшие страны «третьего мира», а весьма развитые в экономическом плане европейские государства. В числе лидеров по закупкам – та же Турция, Польша, Румыния, а также Германия, Испания, Голландия. Из всех поставок, 81% груза купили именно они. На 625 миллионов долларов, хотя год назад эта цифра составляла порядка 380 миллионов. Тогда как нуждающиеся страны закупили в 7 раз меньше: на 146 миллионов долларов вместо прошлогодних 967 миллионов. Кому, спрашивается, грозит голодная и холодная зима?
Как предполагают некоторые эксперты, консенсус в ходе прошедших переговоров так и не был найден. Если ООН пообещает Москве, что снимет барьеры на пути российского экспорта, – то кто в это поверит? Ведь три месяца назад такое обещание уже звучало, а воз и ныне там.
Аналитики не исключают, что и сама зерновая сделка продлеваться не будет. По той причине, что в Украине осталось не так уж много зерна для поставок на мировые рынки. За оставшийся месяц оттуда все могут вывезти.
Тем не менее экспорт российских зерновых в первой половине октября заметно оживился. С начала сезона, с 1 июля, и до середины октября, отгружено 16,8 миллиона тонн основных видов зерновых. На начало нынешнего месяца было почти в два раза меньше. Однако общее отставание от уровня прошлого года составляет 12%.
Как нам пояснили в Зерновом союзе России, эта тенденция связана прежде всего со сложной геополитической обстановкой и опасениями импортеров отмены зерновой сделки. Кроме того, российская пшеница продается в среднем на 30 долларов за тонну дешевле, чем европейская. Например, Франция торгует по 354 доллара, а Россия – по 325.
– Барьеры на пути нашего экспорта сохраняются, – поясняет директор департамента Российского зернового союза Елена Тюрина. – Наши производители сами проявляют инициативу по вывозу зерновых, расширили логистику поставок. Сегодня погрузка идет не только в основных наших портах – Новороссийск, Таганрог, Ростов и других. Задействованы малотоннажные суда и в мелких портах, там объемы погрузки увеличились в 2-3 раза.