По Украине нанесен масштабный «энергетический удар». Разбиты ТЭС, ТЭЦ и подстанции. Для защиты энергообъектов работники энергетических компаний в срочном порядке набивают мешки песком.
— У тепловых электростанций, как у подводных лодок, высокая степень живучести, — говорит Марат Баширов. — Основные узлы — это цех, где стоят генераторы, а также котельный цех, где идет обработка угля, его измельчение для лучшего горения. Эти два основных цеха, как правило, расположены рядом. В каждом цеху работает по несколько агрегатов. Например, при ударе ракеты могут быть разрушены два генератора из трех. А третий будет работать, если у него будет поддержка того же котельного цеха.
Эксперт подчеркивает, что генераторы — это самое уязвимое на станции.
— Если частично повреждены несколько генераторов, то можно переставить детали с одного на другой. Это, конечно, займет время, но боги энергетики могут какой-то из них оживить. Если уничтожены оба цеха со всеми генераторами и паровыми котлами, там все напрочь разбито, то станция, как говорится, «садится на ноль», она «убита» — перестает вырабатывать электроэнергию.
— Если разбит паровой котел, насколько быстро его можно заменить?
— Котел — это достаточно массивное, но не очень сложное техническое изделие. Но дело в том, что запасов котлов, как правило, не держат. Они бывают разные, и не просто бывает найти паровой котел, который бы соответствовал именно этой станции. Его придется заказывать у производителя. Это сделать будет проблематично, тем более, что сейчас наносятся удары и по важным логистическим узлам на железной дороге. Через эти развязки доставить что-то будет уже трудно.
Не критично, если будут разбиты башни-градирни, которые используются в системах оборотного водоснабжения для охлаждения теплообменных аппаратов,
— В этом случае станция, хоть и «в грязном режиме», но будет продолжать работать. Вспомогательные цеха — не самое уязвимое место на станции. Если будет уничтожена водоподготовка, со взвесями станция может работать какое-то время. ТЭЦ остановится, если будет разбита подстанция, через которую электричество уходит в сеть. Но дальше встанет вопрос — возможно ли переподключение на другую подстанцию, а это фактически — переброска проводов по временной схеме.
Второй момент, на который эксперт обращает внимание, это нарушения, связанные с передачей электроэнергии.
— Несмотря на то что Украина долгое время сидела на старых мощностях, на старых сетях, ремонты они производили, но у них не было грандиозного реформирования энергосистемы. Тем не менее, она имеет резервирование. Есть системный оператор, который регулирует распределение электроэнергии по всей стране. Объединенная энергосистема Украины состоит из нескольких подсистем. В каждом регионе есть соответствующие отделения, где операторы определяют нагрузку на станции, и как она распространяется в разное время суток. Есть сети высокого напряжения и пониженного напряжения. Те, что стоят на магистральных сетях — там высокое напряжение, которое потом понижается на специальных подстанциях. Эти подстанции — ключевое звено в системе распространения электроэнергии, идущей потребителям. И они тоже уязвимы.
Другое дело, если будет разбита пара вышек с проводами. Как говорит эксперт, это достаточно быстро ремонтируется: устанавливаются новые опоры, натягиваются провода или они пускаются по какому-то обходному каналу сети.
Слабым местом может стать подача горячей воды, которая идет на отопление домов.
— Если будет разрушена генераторная часть станции, то подать тепло будет невозможно. Если пострадает магистральная труба большого диаметра, которая идет со станции, то, при отрицательных температурах, замерзнет и сеть, и дома.
В этом случае могут помочь котельные, которые работают и на угле, и на газе.
— Обычно они работают на локальные территориях, в небольших городках и поселках, до которых ТЭЦ не могут «дотянуться». Таких небольших котельных много, и они вряд ли станут объектами для ударов. Они подают тепло в дом, но не вырабатывают электроэнергию. Может случиться ситуация, когда жители больших городов из-за энергетического коллапса будут вынуждены перебираться в малые населенные пункты, где, по крайней мере, будет тепло.
Электрическую энергию можно вырабатывать на дизель-генераторах — локальных установках, которые работают в основном на солярке. У всех значимых — социальных, производственных и военных объектов — есть резервное питание. Это те самые дизель-генераторы. Но для них нужен запас топлива.
— Конкретные повреждения на своих ТЭС и ТЭЦ украинская сторона озвучивать не будет?
— Эти данные будут засекречены. Но тем не менее в виде целевых указаний их нужно подавать системным операторам, которые будут пытаться выстраивать некую модель для восстановления энергопитания. После первых ракетных ударов они где-то довольно быстро восстановили электроснабжение, пусть даже и частично. Но потом последовала вторая серия ударов, и это были уже другие подстанции и ТЭЦ. То есть утечка информации идет.
У Украины есть атомные электростанции, на долю которых приходится 60% генерации — 4 гигаватт электроэнергии.
— Понятно, что российская сторона не будет наносить удары по атомным станциям, но будут вырубаться ЛЭП и подстанции, которые замкнуты на АЭС. Атомные станции останутся целыми — но электрическую энергию в сеть выдавать уже не смогут.
Если не будет подаваться электроэнергия с Хмельницкой и Ровненской атомных электростанций, — в темноту могут погрузиться западные и центральные области. Если не пойдет энергия с Южноукраинской станции — может остаться без света весь восток Украины. На импорт электроэнергии или аварийную помощью из Европы в нынешней ситуации надеяться не приходится. Им самим бы выжить. Надвигается зима. И, вполне возможно, возникнет вопрос об эвакуации людей.