Как карта ляжет
29-летняя жительница Екатеринбурга Марина М. решила провести отпуск в Турции. Она приехала в Анталью две недели назад и захотела разнообразить отдых шопингом в Анкаре. Однако все ее планы провалились, так как у девушки возникли трудности с оплатой товаров по карте «Мир». Наличных с собой было совсем немного — буквально на чаевые, поскольку дама не первый раз отдыхала в Турции и по традиции решила основную сумму привезти с собой на «пластике». Как написала у себя в соцсети Марина, даже после появления сообщений об отказе в оплате по российским картам она старались не переживать и спокойно относиться к происходящему. Девушка не стеснялась просить провести оплату снова и снова, пока та не пройдет. Россиянка еще застала период, когда платеж по карте «Мир» проходил через две-три попытки. В конце концов ее платеж прошел с пятой или десятой попытки, но нервов ей это стоило немало. В своем посте она предупреждает тех туристов, которые поедут на отдых в Турцию в октябре, чтобы они заранее продумали вопросы оплаты на случай, если ни один банк не будет обслуживать российские карты.
После ухода в марте из России международных платежных систем Visa и Mastercard, на совокупную долю которых в нашей стране приходилось 70% рынка, их конкурентам — картам китайской платежной системы UnionPay и российской «Мир» — аналитики предсказывали взрывной рост. С китайской платежной системой — единственной международной, согласившейся работать в России, — почти сразу начались проблемы. UnionPay запретила выпускать свои карты тем крупнейшим в нашей стране банкам-эквайерам, которые попали под самые жесткие блокирующие санкции США. А такими оказались фактически все крупнейшие кредитные организации России. Затем китайская платежная система в дополнение к более ранним проблемам ввела запрет на обслуживание своих карт, выпущенных иностранными банками, в терминалах подсанкционных российских банков-эквайеров. В результате привлекательность использования UnionPay для россиян резко сократилась.
Но зато интерес граждан к российской платежной системе увеличивался прямо на глазах. Как рассказал глава Национальной системы платежных карт (НСПК, оператор платежной системы «Мир») Владимир Комлев, общее количество выпущенных карт «Мир» к середине 2022 года достигло 134 млн штук: фактически по одной на каждого жителя страны за вычетом младенцев. Причем в период с января по июнь этого года банки эмитировали свыше 20 млн карт. Особую привлекательность этим картам в глазах соотечественников добавляла возможность их обслуживания за рубежом — по крайней мере, в дружественных странах. Причем руководство платежной системы изначально ставило своей целью искать партнеров именно в тех странах, куда выезжает на отдых наибольшее число российских туристов, а также в государствах-соседях по СНГ, с которыми у России традиционно высокий товарооборот.
До сентября российский «пластик» работал в таких государствах СНГ, как Белоруссия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан. Карты «Мир» действовали и продолжают работать на территории ЛНР, ДНР (с 30 сентября это часть России), Абхазии и Южной Осетии. В дальнем зарубежье с российской платежной системой сотрудничали Кипр, Израиль, ОАЭ, Южная Корея, Куба, Вьетнам и, конечно же, Турция. Однако в каждом из этих государств были установлены лимиты по сумме, которую можно снять за один раз или за день, и регулярно появлялись сообщения о перебоях в выдаче наличных.
Планы у НСПК и Банка России по «Миру» были весьма амбициозные. Велись переговоры о расширении географии приема российских карт в Египте и других странах Ближнего Востока, в государствах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и в Китае. Но после заявления американских властей о вторичных санкциях продолжать международную экспансию «Миру» будет по крайней мере очень сложно, если не невозможно.
Идите с «Миром»
Напомним, что американское управление по контролю за иностранными активами (OFAC) еще в середине сентября предостерегло финансовые организации третьих стран от расширения сотрудничества с российской платежной системой. А минфин США, со своей стороны, допустил введение блокирующих санкций для тех иностранных банков, кто продолжает операции с ней. В тот момент это не было официальным заявлением, а носило форму информирования о намерении. Однако этого оказалось достаточно, чтобы турецкие частные банки Isbank и Denizbank прекратили принимать карты «Мир». Затем такое же решение приняли казахстанский «Халык Банк», вьетнамский BIDV, а также узбекская платежная система UZCARD. Любопытно, что в Узбекистане банки объяснили трудности с обслуживанием «Мира» техническими проблемами, но не уточнили, когда их устранят. Причем в этой стране продолжают работать кобейджинговые (совместные) карты «UZCARD — Мир», но они обслуживаются только внутри государства. На сайтах некоторых местных банков пропали разделы о совместных с российским «Миром» картах. В Таджикистане «Душанбе Сити Банк», занимающий второе место в этой стране по числу держателей карт «Мир», приостановил их обслуживание. В пресс-релизе кредитной организации сообщается, что руководство банка приняло это решение на фоне технических неполадок. При этом в Национальном банке Таджикистана заявили, что кредитные организации будут самостоятельно принимать решение по использованию карт российской системы. ЦБ Армении также оставил за местными банками право самостоятельно определять параметры обслуживания российских карт.
А 28 сентября стало известно, что администрация президента США Джо Байдена все-таки намеревается ввести санкции против платежной системы «Мир» и Агентства по страхованию вкладов (АСВ), о чем и сообщила газета The Wall Street Journal. Это уже второй удар по платежной системе России за последние две недели. «Под угрозой ограничений — вторичных санкций — окажутся все банки и иные финансовые структуры, которые еще работают с российскими картами, — говорит доцент кафедры экономики РАНХиГС Артем Голубев. — Несмотря на то что пока карты все еще работают в таких странах, как Армения, Беларусь, Киргизия, Таджикистан и Южная Корея, а также в Южной Осетии и Абхазии, вероятность прекращения работы при подтверждении информации о санкциях из США очень велика. В этом случае «Мир» останется работать лишь в Южной Осетии и Абхазии, а также, возможно, в Белоруссии».
И вот уже появилась информация из Турции, где три крупнейших госбанка — Halkbank, Ziraat Bank и VakıfBank — приостанавливают обслуживание карт российской платежной системы. В этой стране против отказа от приема карт «Мир» протестует и местный бизнес: 29 сентября в Анталье прошел митинг, организованный одной из местных политических партий. Как сообщила газета Aydınlık, собравшиеся на нем люди скандировали: «Оставьте в покое карты «Мир» и «Торговля с Россией должна быть продолжена». Между тем стало известно, что турецкая сторона работает над альтернативой «Миру». Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган, собрав специальное совещание, дал такое поручение министрам своего правительства. Правда, детали нового механизма, а также сроки его реализации пока остаются неизвестными.
«Финансовые учреждения в мире активно работают с долларами и американскими корсчетами в активных и пассивных операциях, — указывает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — Лишение их данных возможностей из-за сотрудничества с российской платежной системой сильно подорвало бы бизнес таких банков. Поэтому «парад отказов» приема карт «Мир», вероятно, продолжится». Поддерживать ее станут в основном либо небольшие финансовые учреждения, не сильно зависящие от операций с американскими активами, либо структуры, уже находящиеся под санкциями. Например, белорусские или иранские, полагает аналитик.
Назад, к наличным
Можно ли вообще в текущих условиях российской платежной системе найти какой-то выход вместе со странами-партнерами? Теоретически да: например, запустить кобейджинговые продукты, то есть совмещенные карты российской и какой-либо местной платежной системы. Но на практике... «Это не поможет, поскольку такие проекты требуют денег и времени, а разрушить их Запад может введением очередной санкции», — считает заместитель директора Института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ Александр Пушко.
Но, как справедливо замечают аналитики, не все страны готовы безоговорочно подчиняться указам из США. Для правительств стран, куда массово едут российские туристы, потеря устойчивого денежного потока может стать очень чувствительной. Именно поэтому в Турции срочно ищут выход из ситуации, вмешиваться в которую не считает зазорным лично глава государства.
По мнению Артема Голубева, обходные пути, позволяющие использовать карту «Мир» за рубежом, возможны, если они не будут затрагивать международную деятельность иностранного банка-партнера. То есть заинтересованная страна может создать специальный банк исключительно для операций с картами «Мир» (такой вариант, по некоторым сообщениям, как раз таки рассматривается турецкой стороной). Или такие операции будет осуществлять один из локальных банков без отделений за рубежом и с минимальной зависимостью от внешней финансовой системы, на который сложно наложить какие-то санкции — хоть из Вашингтона, хоть из Брюсселя. Но все будет зависеть от решимости продолжать сотрудничество в этом направлении у стран-партнеров, считает эксперт.
В ближайшее же время путешественникам из России лучше всего брать с собой валюту. «Другой вариант — открывать карты в банках других стран на свое имя, — говорит генеральный директор инвестиционной компании «Диалот» Егор Диашов. — В странах СНГ сейчас много вариантов для открытия таких карт». Но этот путь потребует времени и не гарантирован на 100%, так как банки будут проверять российских клиентов, а в определенных случаях придется даже лично приехать в страну для оформления такой карты. Поэтому россиянам, которые отправляются за границу прямо сейчас, эксперты рекомендуют взять с собой старые добрые наличные.