Евросоюз уже не первый месяц обсуждает энергетические санкции против России: сначала полное эмбарго на отечественную нефть и газ, затем ценовой потолок, после — повышенные налоги для энергетических компаний. Между тем данные ограничения рискуют ударить в первую очередь по самим европейцам. «Европа приняла как должное тот факт, что мы не будем рассчитывать на газ из России», — отмечает Тереза Рибера. По ее словам, последние события «предвещают сложную зиму» в Европе.
Действительно, в Европе разгорается энергетический кризис, считает инвестиционный стратег УК «Арикапитал», кандидат экономических наук Сергей Суверов. «Пока европейские газохранилища заполнены примерно на 80%. Но это не является основанием для того, чтобы говорить о том, что будет все хорошо и зимой им не придется вводить ограничения на пользование электроэнергией. Счета за энергию будут очень большими. Некоторые европейцы даже уезжают зимовать в другие страны, чтобы не платить огромные суммы за коммунальные услуги. Также это очень большой удар по европейской промышленности. Предприятия будут закрываться. В долгосрочном плане это будет форсировать переход Европы на другую экономическую модель и уход от промышленного развития», - утверждает аналитик.
А вот эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что главный удар этой зимой придется не по жителям Европу. А по промышленным предприятиям континента. «Физически граждане ЕС зимой не замерзнут, существуют другие источники поставки газа, кроме российских. Мир не увидит да улицах обледеневших европейцев, как в фантастических фильмах. Но по их промышленности будет нанесен сильный удар: цены на энергию очень высокие», - говорит аналитик.
«У европейцев уже страдают промышленные производства: из-за дорогой энергии себестоимость продукции резко выросла. Европа становится огромным рынком сбыта, потому что многие отрасли промышленности деградируют. Идет деиндустриализация в металлургии, в целлюлозной промышленности, удобрения практически не производят. Это медленный, ползучий процесс, но он идет», — отмечает Юшков. По его мнению. Так как прежде, европейцы жить уже не будут. Во многом их промышленность (особенно это касается немецкой) была выстроена с расчетом на поставки больших объемов российских углеводородов по доступным ценам. «Посмотрим, как они будут перестраивать свою работу. Германия, например, может начать превращаться в страну Южной Европы, в плане экономической модели, где промышленность не так сильно развита», — полагает он.
Особенно много опасений у Старого Света связано с отопительным сезоном, когда произойдет физический рост спроса на все энергоносители, рассказывает заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. «Европейский энергетический баланс трещит по швам. Ситуация крайне опасная: может схлопнуться и экономика, и социальная сфера, — продолжает он. — Да, речь не идет о физическом замерзании европейцев, но готовы ли они терпеть последствия санкций — большой вопрос».