В качестве подтверждения серьезности намерений американских властей в санкционный список был внесен глава Национальной системы платежных карт (НСПК) Владимир Комлев и председатель правления Национального расчетного депозитария Виктор Жидков. «Это запрещенный метод международного финансового давления, — считает директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко. — Они хотят ограничить конкуренцию, но на эти действия нет мировой антимонопольной службы». НСПК технически независима, она принадлежит государству. Это давно назревший проект, и если бы он начался лет 15 назад, сегодня нам было бы попроще, подчеркнул эксперт.
И хотя ситуация с работой карт «Мир» в Турции вскоре прояснилась — в НСПК заявили, что все функционирует в штатном режиме, правда, банки-эквайеры могут отклонять операции по картам подсанкционных банков — осадочек остался. Получается, что и до введения официальных санкций, по одному лишь сообщению от властей США карты «Мир» у россиян могут в одночасье заблокировать за рубежом. Сейчас картами российской платежной системы можно пользоваться в 11 государствах — Армении, Беларуси, Вьетнаме, Казахстане, Киргизии, Турции, Таджикистане, Узбекистане, Южной Корее, Южной Осетии и Абхазии. В планах к 2030 году расширить список стран их приема до 35. Уже ведутся переговоры с Таиландом, Египтом, ОАЭ, Кубой, Индонезией, Индией, Шри-Ланкой и КНР.
Эксперты разошлись во мнениях, все ли государства, благосклонно относящиеся к отечественным картам, будут готовы «по свистку» из Вашингтона блокировать их работу на своей территории. «С наибольшей вероятностью большинство стран, принимающих «Мир», откажутся от продолжения такого сотрудничества, опасаясь ответных мер от США и Запада», — считает вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов.
А старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Семеновский отмечает, что финансовая сфера, международные расчеты — это те самые области, где возможности воздействовать на другие государства у США максимально широки. По мнению эксперта, из 11 стран мира, где принимается карта «Мир», наиболее зависимой от Штатов является Южная Корея: там при негативном развитии событий ее использование может быть ограничено в первую очередь. За ней по степени зависимости идет Турция. Наименее зависимыми от США являются Беларусь, Киргизия, Южная Осетия и Абхазия. Между ними — Вьетнам, Армения, Узбекистан, Казахстан и Таджикистан. «Ограничение использования возможно через финансовые институты данных стран: центральные банки, министерства финансов, которые издают обязательные указания своим кредитным организациям, — описал ученый возможную последовательность действий со стороны США. — Кроме того, значимые банки и иные финансовые организации, взаимодействующие с российской платежной системой и использующие ее в работе, могут напрямую попасть в санкционный лист Минфина США». Сделано это, может быть, в том числе, для создания прецедента, чтобы другим было неповадно, и это реальная угроза.
Страны ближнего зарубежья, в которых также можно воспользоваться картами «Мир», экономически тесно взаимосвязаны с Россией. «В США это прекрасно понимают, поэтому их предупреждение направлено не на действующих партнёров НСПК, а на потенциальных, — продолжает разговор руководитель отдела по работе с состоятельными клиентами ИК «Fontvielle» Сергей Соловых. — Каждый случай стоит рассматривать в отдельности. Так, например, находящихся под санкциями Кубу или Иран американское предупреждение, наоборот, может стимулировать активнее работать с российскими картами». Египет, Таиланд и Мальдивы имеют стабильный доход за счёт турпотока отдыхающих из России, и вряд ли захотят его терять. Остальные также будут принимать решения, исходя из экономических и политических связей со Штатами или РФ, полагает эксперт.
По мнению исполнительного директора InDeFi Smart Bank Сергея Менделеева, у США имеется действенные механизмы давления на другие страны. «Вспомните хотя бы карты китайской системы UnionPay, выпуск которых сворачивается в РФ, но я не думаю, что хоть где-то в Абхазии знают, что такое OFAC, — иронизирует он. — Да, с Таиландом и Южной Кореей, скорее всего, будут сложности, а вот с Турцией вряд ли, либо Эрдоган выдвинет Западу такие условия, что хотелки по вступлению Финляндии в НАТО покажутся детской забавой». Конечно, любая политическая воля может быть подкреплена конкретными техническими действиями, например, закрытием долларовых корсчетов банкам, участвующим в обработке транзакций системы «Мир». Но надо понимать, что объявляя бойкот последовательно всем по кругу, можно внезапно оказаться в меньшинстве, тем более, что у той же Турции вполне есть что ответить на необоснованные экономические меры в отношении своих банков, указал Менделеев.
Но даже в самом негативном сценарии блокировка карт «Мир» за рубежом не приведет к экономическим проблемам в России. «Объемы трансграничных расчетов по картам «Мир» хоть и растут, но пока все же уступают объему внутрироссийских, — говорит доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ им. Плеханова Михаил Хачатурян. — Так, по данным ЦБ РФ, объём расчетов в рамках НСПК в 2021 году внутри России составил 1821,5 млрд рублей, а за её пределами — 77,7 млрд рублей, поэтому потенциальные санкций со стороны США приведут лишь к торможению этого роста в пределах 3-4%, но не смогут остановить его совсем». Внутри России потенциальные вторичные санкции со стороны Америки не станут серьёзной помехой. Нанести вред самому оператору карт «Мир» США своими запретами также не удастся. «Что касается НСПК, то ее деятельность сосредоточена в основном внутри России, поэтому потери будут не столь существенными — не более 1-3% всех транзакций», — оценил возможные последствия старший аналитик ГК Forex Club Валерий Полховский.
А вот те россияне, которые отдыхают или ездят за границу по делам, а также переводят за рубеж деньги, могут столкнуться с очевидными неудобствами. Как отметил аналитик TeleTrade Алексей Федоров, готовых обходных решений здесь нет. Альтернативы, связанные с использованием частных криптовалют, слишком неудобны для розничного применения, а системы цифровых валют центробанков находятся лишь на стадии разработки. Так что россиянам за границей, за исключением ряда дружественных стран, которые все равно не откажутся от использования «Мира» даже под давлением Америки, придется возвращаться к старой доброй наличной валюте, либо использовать банковские карты, полученные в других странах.