Владимир Потанин в интервью РБК рассказал о программе “Народного капитализма”, в результате которой сотрудники компании станут ее бенефициарами. Ранее президент компании сообщил, что передает до 50 процентов акций “Росбанка” благотворительному фонду и 10% - сотрудникам банка.
«Идея в том, чтобы в каком-то смысле восстановить некую историческую справедливость — когда «Норильский никель» был приватизирован, то порядка 25% акций принадлежали работникам. Но, к сожалению, работники не смогли в полной мере воспользоваться преимуществами такого рода вложений, многие продали эти акции. Мне хотелось бы восстановить эту историческую справедливость и привести к тому, чтобы 25% акций «Норникеля» опять вернулись к людям, в том числе к работникам», - заявил он.
На сегодняшний день у розничных инвесторов находятся 10% акций “Норникеля”. Кампания по передаче доли сотрудникам в “Норникеле” рассчитана на 10 лет. За это время доля розничных инвесторов и сотрудников должна вырасти до 25%.
Владимир Потанин подчеркивает, что для реализации программы необходимо быть готовыми также технологически. Сотрудники “Норникеля” будут получать свою долю в компании через цифровые финансовые активы (ЦФА). ЦФА можно дробить, то есть передавать через них меньше, чем одну акцию, и невозможно заблокировать через банк или брокера, поэтому этот вид актива наиболее доступен в российской инфраструктуре. Также ЦФА помогут избежать ошибок прошлой приватизации, так как от них невозможно сразу же избавиться, переведя их в наличные деньги. «Одной из проблем ранней приватизации было то, что люди не успели понять, что такое эта собственность, что такое эти доли, акции и прочее. Поэтому и не критично оценивали то, какие активы хорошие, какие плохие, и очень легко из них выходили, поддаваясь на уговоры», - поясняет Владимир Потанин.
Самое же главное в программе “Народного капитализма” то, что так компания работает не только в интересах крупных акционеров и менеджеров. «Мне кажется, что это в социальном плане интересное направление, оно поможет несколько снизить напряжение между бедными и богатыми, между наемными работниками и собственниками. То есть снять тот общественно-социальный накал, который вокруг бизнеса существует, который не позволяет профессии бизнесмена стать полностью уважаемой и почитаемой в обществе, как, например, пожарного или врача», - заключает Потанин.