— Летний туристический сезон завершился. Как западные санкции сказались на его результатах? Куда россияне ездили и сколько тратили?
Осипова: Надо понимать, что не успели мы выйти из пандемии, как столкнулись с международными санкциями. К примеру, Крым в этом году недополучил своих туристов в связи с закрытием аэропорта в Симферополе. Тем не менее россияне едут на поезде, на автобусе, на личном автотранспорте. Но, конечно, приоритет в этом году — это Краснодарский край, который принимал туристов намного больше, чем та же Турция. Так было и до пандемии, и сейчас. Плюс вырос спрос на Карелию, Калининград, Сибирь и Дальний Восток.
Если говорить о среднем чеке, то надо учитывать, что стоимость отдыха всегда зависит от многих факторов. Подорожали продукты питания, авиа- и железнодорожные билеты, перевозка, коммунальные услуги. Все это отражается на конечной стоимости отдыха. Если мы говорим о сегменте гостиниц 4–5 звезд, то в России их просто мало. Когда этот сегмент будет расширен, будет конкуренция, и, естественно, мы увидим более низкие цены. В основном туристы едут в сегмент 2–3 звезды. Там цены выросли примерно на 15% по сравнению с летом прошлого года.
— Можно выделить топ отечественных и зарубежных направлений, которым наши туристы отдали предпочтение этим летом?
Осауленко: Это, безусловно, курорты Краснодарского края, Карелия, наш Север, Калининград. Если конкретизировать по Сибири, то лидеры — Алтайский край, Хакасия. Что касается Дальнего Востока, то в прошлом году впервые был массовый спрос на Сахалин, в этом году отдыхающие активно полетели в Приморский край и на Камчатку. Ну и тренд сезона — это, конечно, Кавказ. Конечно, показатели тут пока не могут сравниться с Краснодарским краем и даже с Калининградом. Но то, сколько в этом году полетело в Чечню, в Дагестан, Кабардино-Балкарию, — это по сравнению с тем, что было раньше, небо и земля. Интерес к Кавказу у наших туристов вырос в разы, а может быть, даже на порядок. Если говорить о международных направлениях, то по большому счету три ведущих направления не поменялись. Как были Турция, Египет, Арабские Эмираты, так и остались.
Дехтярь: Сегодня наши туристы едут не только в гостиницы, которые присутствуют в том или ином регионе, они пользуются и частным сектором. Все сайты по бронированию предлагают достаточно большой спектр квартир, сдаваемых в наем на короткий и длинный сроки. Поэтому турист, который приезжает, например, в один из городов Кавказского региона, зачастую отдыхает по собственной программе.
— Стартовал осенний этап туристического кешбэка, программа распространится на поездки по России с 1 октября по 25 декабря. Как часто люди возвращают средства и сколько?
Дехтярь: Суть в том, что средства размещения в гостиницах, которые прошли квалификацию и подтвердили свое участие в программе кешбэк, должны быть зарегистрированы на специальном сайте Ростуризма и на сайте программы кешбэк. В противном случае наш турист, самостоятельно бронирующий себе отдых, не получит возвратных денег. Нужно также понимать, что не только не все гостиницы, но и не все туроператоры зарегистрированы в данной программе. Поэтому если вы рассчитываете на возврат части средств, проверяйте соответствующую информацию на всех возможных сайтах, где это должно быть указано. Как правило, туроператоры, которые работают давно, информируют потребителя корректно.
Осипова: Я хотела бы добавить, что и карта «Мир» тоже должна быть зарегистрирована в этой программе. Это очень важно! Если все условия выполнены, то, как правило, в течение 5 дней, а то и раньше, деньги возвращаются. Программа действительно очень популярна. Судите сами: за путевку на Дальний Восток туристы возвращают до 40 тысяч рублей. Программа направлена на помощь как конкретным отдыхающим, так и туротрасли в целом, а также на развитие внутреннего туризма. Недавно на белорусском телевидении меня спросили: сможет ли эта программа работать за пределами Российской Федерации, например, в странах бывшего СНГ? Так вот, наверное, она может работать, если правительство тех стран также поймет, что их граждане хотят отдыхать в России.
Осауленко: Хочу добавить, что у нас за последние 1,5–2 года появилась целая категория туристов, которая ждет, когда будет кешбэк. По информации туристических агентств, в период, когда запускается программа, число бронирований вырастает до 75%. Это очень высокий показатель. Но дальше мы должны развивать это направление в сторону адресной помощи. Мы прекрасно понимаем, что бархатный сезон, например, в Крыму и бархатный сезон на Дальнем Востоке — это разные вещи с точки зрения температуры воздуха и погодных условий. Следовательно, должны быть преференции именно для тех регионов, куда мы хотели бы направить наши туристические потоки, чтобы их посмотрели путешественники.
— Давайте поговорим о менее приятной стороне отдыха. В Ростуризме недавно заявили о том, что долги туроператоров перед туристами, чьи путевки были отменены из-за пандемии и санкций, достигают 24 млрд рублей. Между тем еще в мае прошла информация о том, что в России могут запретить продление моратория после текущего года на возврат денег за несостоявшиеся туры. Что будет, если компании обяжут выплатить всем клиентам по первому запросу замороженные средства? Туроператоры смогут найти такие суммы?
Осауленко: Понимаете, одно дело приказать или обязать всем все выплатить. А другое — где взять на это деньги. Да, безусловно, откладывать обязательства перед людьми до бесконечности невозможно, с этим согласен и сам бизнес. Но тогда мы должны придумать и предложить как потребителю, так и туристическим компаниям новые механизмы: каким образом это будет сделано? Ведь сегодня по большому счету нам говорят: давайте заменим выездной продукт на внутренний. Но, подождите, это другой продукт — а значит, неравноценная замена. Сегодня продумывается, какие механизмы должны быть реализованы, чтобы в течение ближайшего года, а может быть, двух, бизнес плавно вернул средства туристам. И здесь, кстати, один из вариантов, который бизнес предлагал, — частично использовать механизм кешбэка. Сейчас все предложения прорабатываются, аккумулируются властями. Будем надеяться, что ближе к концу октября мы с вами услышим какие-то реальные предложения, как, когда и за чей счет это можно сделать.
Дехтярь: Мне кажется, что мораторий должен быть продлен, потому что туроператоры являются самым пострадавшим звеном в сложившейся ситуации. Они не смогут выплатить денежные средства туристам в полном объеме. У них просто нет таких сумм.
— А что делать туристам, которые деньги заплатили, а услуги так и не получили — пусть даже в этом виноваты эпидемиологические и геополитические факторы?
Дехтярь: Туроператоры предлагают замену тура, направления, перенос дат. Можно сказать, что компании вылезали из штанов, чтобы удовлетворить всех клиентов, насколько это возможно. Но они сами оказались под сильнейшим ударом не по своей вине. Давайте возьмем реестр туроператоров на сайте Ростуризма. Раньше в нем было две с лишним тысячи компаний, имеющих финансовые гарантии. Сейчас там осталось 360. Когда мы говорим о туротрасли, нужно понимать, что она уже сократилась в разы.
Осипова: Да, операторы делают все возможное. Надо все-таки упомянуть, что изначально долг был 40 с лишним миллиардов рублей, а сейчас осталось в 2 раза меньше. Часть уже отдали, и это хорошо. Но все равно туристы нуждаются в поддержке не меньше, чем туроператоры. Когда клиенту, например, вместо Греции предлагают поехать, условно говоря, в Карелию, это не совсем корректно. Считаю, что это общая проблема: и туротрасли, и правительства, и законодателей. Мы совместно должны искать выход, и он есть, я уверена. Решения продумываются и обсуждаются.
— Вернемся в день сегодняшний. Куда лучше поехать отдохнуть на осенние каникулы?
Дехтярь: Тут нет универсального ответа. Все зависит от того, кто поедет — человек в одиночестве, желая ото всех отдохнуть, романтическая пара или семья с детьми? Это же совершенно разные направления, которые можно предложить. Например, советую рассмотреть города Золотого кольца, куда можно поехать на своем транспорте. Между прочим, в этом году мы отмечаем всплеск автомобильного туризма. Такого у нас не было достаточно долгие годы, и сейчас это как раз очень актуально. Если у вас на отдых есть 5–7 дней, то можно построить себе интересный маршрут в Карелию. А если это трехдневка, то, конечно, Москва и Подмосковье — более реальные варианты.
— Пока одни страны Европы требуют ограничить выдачу шенгенских виз, другие оформляют их всё больше. Как это повлияет на европейское направление российского туризма? Может ли оно под влиянием геополитических факторов вообще сократиться до нуля?
Осауленко: Что касается европейского направления вообще, то будем надеяться, что здравый смысл победит. Сегодня только отельеры юга Италии заявили о том, что за летние месяцы они потеряли 190 млн евро из-за отсутствия конкретно российских туристов. И это только один регион только в одной стране. Мы слышали такие же высказывания, даже с более серьезными цифрами потерь, со стороны Кипра, Греции, Португалии, Испании и Франции. Но каждая страна принимает решение самостоятельно. Будем надеяться, что мы продолжим по-прежнему, хотя бы с туристическими целями, посещать Европу.
— Осенние туры для россиян подорожали. Средний чек при бронировании путевок за рубеж на бархатный сезон за год вырос почти на 50%. И сезонного снижения не ожидается. В чем причина?
Осауленко: Спрос рождает предложение. Все те, кто летом не смог отдохнуть, перенесли отпускные планы на осень. Люди ни при каких обстоятельствах не хотят отказываться от путешествий. Недавно я разговаривал с отельерами Абхазии, они говорят: «У нас забронировано все до середины октября, такого никогда не было раньше». Вот вам и ответ: цены не падают, потому что спрос высокий.
— Если говорить о перспективах на бархатный сезон и Новый год, куда лучше лететь на отдых и за какие деньги?
Дехтярь: Бархатный сезон можно очень здорово провести на наших речных пароходиках. Судоходные компании предлагают много интересных маршрутов. Это и Кижи, и Валаам, это и более далекие путешествия до Астрахани. Но с учетом того, что работает кешбэк, стоимость этих туров будет ниже, так как можно будет вернуть до 20%. Что касается зимнего отдыха, тут стоит подождать и посмотреть на развитие событий. Дело даже не в геополитике, а в том, что, судя по сообщениям в СМИ, снова растет количество заболевших коронавирусом. А как мы уже знаем по собственному опыту, ковид может закрывать города и страны. Поэтому я бы не стала пока планировать зимний отдых. Хотя чисто теоретически Сочи может принять горнолыжников, Крым, Алтайский край, Кавказские Минводы готовы встретить туристов в Новый год. А если вы планируете отдых за рубежом, то существует открытый Египет и ОАЭ, куда вполне можно поехать в зимний период. Опять-таки если не случится форс-мажора с пандемией.
Осипова: Также у нас появились два новых интересных направления: это Иран и Венесуэла. И цены вполне доступны для зимнего отдыха. Так, например, пакетный тур в Иран обойдется в 60 тысяч на человека с прямым перелетом и с проживанием на неделю. Венесуэла — чуть подороже. Но для тех, кто готов открывать для себя новые страны и культуры, — это очень интересно!