Как пишет Eurasianet, Пекин крайне заинтересован в беспрепятственном поступлении на глобальный рынок сырой нефти из Казахстана. В противном случае мировые цены продолжат расти, что сегодня абсолютно не нужно замедляющейся китайской экономике. В среднесрочной перспективе ситуация чревата падением потребительского спроса и подорожанием многих товаров в КНР.
Казахстан добывает чуть более 2 млн баррелей в сутки (около 2% мирового объема нефтедобычи). Почти 80% этого объема уходит за рубеж - через нефтепровод Каспийского трубопроводного концерна (КТК) протяженностью более 1,5 тысяч километров и пропускной мощностью 67 млн тонн в год. Магистраль соединяет казахстанские месторождения Тенгиз, Кашаган и Карачаганак с Новороссийском, российским портом на Черном море. Там нефть загружается в танкеры для отправки на рынки. В 2021 году КТК отгрузил через новороссийский терминал 60,7 млн тонн нефти, то есть, около 510 млн баррелей. В прошлом году доходы от продажи этого сырья составили 44% бюджета Казахстана.
Между тем, сегодня трубопровод функционирует с серьезными перебоями. 22 марта в Москве заявили, что два из трех нефтеналивных причала в Новороссийске повреждены штормом. Месяц спустя отгрузка сырья восстановилась. Затем, в июне, работа КТК вновь была прекращена – после того, как официальные лица РФ объявили об обнаружении поблизости противокорабельных мин времен Второй мировой войны. А в июле российский суд предписал КТК приостановить работу на 30 дней – «в связи с нарушениями природоохранного законодательства». Через несколько дней суд более высокой инстанции разрешил возобновить транспортировку нефти, наложив на консорциум символический штраф.
В свою очередь, КТК предъявил фотографии трещин в подводном оборудовании, но не пояснил, сколько продлится ремонт. Как сообщило на днях агентство Reuters, работы могут затянуться на месяц и более, и в течение этого времени единственный оставшийся причал будет перекачивать 60-70% общего номинального объема нефти. По оценкам ряда российских экспертов, речь идет о сугубо технических проблемах, связанных с неисправным оборудованием и прецедентами загрязнения морских вод. Они должны быть устранены – во избежание разливов нефти в Черном море у побережья Краснодарского края.
«Что касается позиции Китая, едва ли тут можно говорить о каком-либо «негласном противоборстве» с Россией, - рассуждает руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников. – Казахстанская нефть практически не транспортируется в эту страну по трубопроводу КТК, основным потребителем выступает Европа: в 2021 году туда ушло более 70% партий от КТК, а сегодня эта доля выросла еще больше».
В консорциуме нет китайских инвесторов, напоминает Мельников. Из трех месторождений Казахстана, которые дают львиную долю поставок по КТК - Тенгиз, Карачаганак и Кашаган - только в последнем у китайской CNPC есть небольшая доля в 8,3%. Основные акционеры - американские и европейские компании. Казахстан экспортирует свою нефть в КНР главным образом по трубопроводу Атасу-Алашанькоу с месторождений в восточной части страны. Иными словами, перебои в прокачке по КТК никак не отражаются на обеспечении Китая казахстанской нефтью, да и на общемировую ценовую конъюнктуру практически не влияют.
«Поставки на глобальный рынок по трубопроводу КТК можно сравнить с чайной ложкой холодной воды, добавленной в стакан с кипятком, - рассуждает сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. – Решающего влияния на нефтяные котировки они не могут оказать по определению. Сегодня цены на основные энергоносители и электроэнергию во многом растут из-за засухи в Европе, Китае и других регионах планеты».