- Как можно расценивать призыв президента Польши? Означает ли это, что страна настроена на конфронтацию с Германией?
- Польша уже давно и целенаправленно ведет свою политику в противовес Германии, первой экономике Еврозоны. Во-первых, Польша – традиционный антироссийский локомотив ЕС (правительство страны часто высказывает то, что Еврокомиссия не может озвучить). Во-вторых, Польша имеет свои интересы в борьбе с Россией (будь то борьба за поставки угля, так как в сейме Варшавы есть сильное угольное лобби, или интересы по отдельным территориям Украины, Польша давно хочет присоединить отдельные области Западной Украины). Чтобы понять политику Польши в отношении России, достаточно посмотреть на позицию правительства этой страны на протяжении последних ста лет. Ничего принципиально не изменилось: все, что идет во вред России, выгодно Польше, так или иначе.
- Оцените вероятность реализации такого сценария.
- Демонтаж «Северного потока-2» вряд ли возможен технически. Во-первых, эти работы снова должны пройти согласование Еврокомиссии, экологов, и ударят по коммерческим интересам Берлина и крупного нефтегазового бизнеса страны. Во-вторых, никто не сомневается в Европе, что политика Варшавы часто зиждется на том, какую именно выгоду получат предприятия по добыче угля в Польше (наша страна также поставляет уголь в Германию, особенно это актуально сейчас. в условиях энергокризиса). В-третьих, Польша пытается играть свою игру в отношениях с Киевом.
- Если не демонтаж, то что?
- Альтернатива 5-миллиардным вложениям в СП-2 со стороны Германии – это заморозка проекта (пока зима не наступит, вероятно). Столько, по минимальным расчетам, составляют инвестиции Европы (Германии, в первую очередь) в строительство газопровода. Но не нужно делать серьезные выводы из заявлений польского Сейма – это часто демонстрация своей лояльной позиции к США или Киеву. Бизнес, хоть и зависит от политики, умеет считать деньги, особенно в Германии.