На минувшей неделе подсолнечник подорожал на 500 рублей, до 25,7 тысячи за тонну, на подсолнечное масло – на 600 рублей, до 73,6 тысячи за тонну (без НДС), следует из отчета компании «СовЭкон».
При этом экспортная пошлина на подсолнечное масло в августе установлена на уровне 15,9 тысячи рублей за тонну, по сравнению с 8,6 тысячи в июле. Казалось бы, одно это обстоятельство должно удержать внутренний рынок от любых, пусть даже мизерных ценовых колебаний. Но в ситуацию вмешались мировые цены: они сейчас растут по причине подорожания соевого и пальмового масла, а также сырой нефти.
Если говорить о глобальной конъюнктуре, то к сегодняшнему дню стоимость в мире подсолнечного масла увеличились в годовом измерении процентов на 50. Проблем здесь хватало и раньше, но с началом текущего геополитического кризиса вокруг Украины (на ее долю приходится 47% мирового экспорта) они обострились до крайности. Перебои с поставками сырья и готового продукта в ту же Европу обрели перманентный и устойчивый характер.
Что касается конкретно России, то, по словам ведущего эксперта Центра политических технологий Никиты Масленникова, спрос на подсолнечник внутри страны сейчас низкий, поскольку многие отечественные маслозаводы в июле перешли на переработку рапса нового урожая. И этот сезонный цикл их работы продлится до сентября включительно. В этих условиях экспортеры стремятся компенсировать свои расчетные потери (из-за вынужденного выжидания в июле-сентябре и высокой экспортной пошлины) путем некоторого повышения цен. Такая конъюнктура будет сохраниться до тех пор, пока экспортную пошлину на подсолнечное масло не понизят, причем радикально – до 8,7 тысячи рублей за тонну.
«А текущий рост мировых цен во многом связан с классической сезонной ситуацией, когда продукция, произведенная на основе старого урожая подсолнечника, потихоньку исчерпывается, а новая только начинает поступать в переработку, – поясняет Масленников. – И вот этот промежуток всегда сопровождается ценовым подскоком, хотя в целом продовольствие на планете, согласно июльскому индексу ФАО (продовольственная структура ООН), подешевело на 8,6%. Сезонность всегда структурно сложная: из года в год где-то происходит явное снижение цен, а где-то – столь же очевидное повышение».
Увидим ли мы новые ценники в магазинах? Пока повышение отпускных цен производителями для маслозаводов не настолько велико, чтобы транслировать его в розницу. Но если рост в оптовом сегменте рынка продлится еще полтора-два месяца, тогда да, некоторый эффект подорожания возможен. Однако сейчас об этом судить рано: по словам Масленникова, низкий внутренний спрос на подсолнечное масло никак не тянет на роль драйвера цен. Если в рознице и случится заметный рост, это, вероятно, будет связано с недобросовестностью ритейлеров либо производителей в отдельных регионах.
«Сейчас рыночные цены на подсолнечное масло находятся на минимумах 2022 года и примерно на уровне октября 2020-го, – говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. – Так что речь идет о локальном техническом отскоке вверх после продолжительного снижения. Он связан с повышением экспортных цен, возможно, с засухой в Европе. В этой ситуации отечественные производители и экспортеры стремятся нарастить поставки за рубеж, хотя и с некоторым ущербом для внутреннего рынка. Однако, явление это временное: высокие вывозные пошлины сдерживают рост экспорта, а мировые котировки едва ли повысятся осенью». Что касается российской розницы, в ней цены на подсолнечное масло по состоянию на 8 августа снизились на 1% по сравнению с концом июля. Так что, по мнению аналитика, серьезных поводов для беспокойства, как это было пару лет назад, когда государство ввело административное регулирование цен ан подсолнечное масло, сейчас нет.
Посевные площади под подсолнечником в текущем сезоне составляют рекордные 10 млн гектаров - против 9,65 млн гектаров годом ранее, отмечает зампредседателя правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. За счет этого фактора, а также благоприятных погодных условий, валовый сбор подсолнечника нового урожая может превысить 16 млн тонн – против 15,6 млн тонн годом ранее. Что явно не будет способствовать росту цен – ни оптовых, ни тем более розничных.