МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Россиян растревожили «блокировкой всех переводов свыше 10 000 рублей»

Власти ищут идеальную формулу защиты денег от аферистов

На последнем заседании Экспертного совета по защите прав потребителей финуслуг при Банке России в целях защиты от мошенников ЦБ РФ предложил блокировать переводы граждан свыше 10 тыс. рублей на специальных промежуточных эскроу-счетах. Если бы предложение приняли, то для разморозки такого перевода или при получении кредитов, которые оформляются без согласия клиента, россиянам потребовалось бы вводить дополнительную идентификацию или фиксированный ПИН-код.

Фото: Алексей Меринов

Однако регулятор эту идею не поддержал. Означает ли это, что россияне опять остаются беззащитными перед лицом финансовых мошенников?

Мария, живущая в Долгопрудном 28-летняя продавщица косметики в одном из сетевых магазинов, является клиентом сразу двух крупных российских госбанков. В начале августа на ее телефон поступил звонок с номера, который частично совпадает с номером кредитного отдела одного из этих банков.

Женщине сообщили, что у нее в личном кабинете теперь «привязан» новый номер телефона на имя неизвестной дамы, а еще на нее оформлен кредит на 450 тыс. рублей, но он пока не передан ей окончательно. После разговора с «представителем» кредитного отдела женщину перевели на «представителя Центробанка», которая продолжила общение в мессенджерах, писала все деловым стилем и даже выслала «похожие на банковские» документы о неразглашении тайны. Женщину обрабатывали больше двух часов.

В итоге уговорили ее саму взять этот кредит, дойти до банка, снять все деньги и переложить на «надежный счет ЦБ», чтобы «подставной даме» он не достался, «пока в ситуации будет разбираться следователь». Напуганная и запутавшаяся Мария так и сделала, лишь на обратном пути домой осознав, что стала жертвой мошенников.

Подобными историями пестрят соцсети и сводки МВД. В 2022 году Банк России зафиксировал увеличение атак мошенников, которые в сложный экономический период для страны стали еще активнее. По данным мегарегулятора, за первый квартал 2022 года они похитили у россиян 3,3 млрд рублей, что почти на 14% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Большинство таких преступлений по-прежнему совершается с использованием средств социальной инженерии — в 2022 году их доля в общем количестве правонарушений составила 52,5%. На этом фоне и появилось предложение Экспертного совета ЦБ блокировать переводы граждан свыше 10 тыс. рублей на промежуточных эскроу-счетах. Из самых лучших побуждений: чтобы деньги не достались авантюристам, пока жертва не разберется в ситуации.

Аналитики сразу указали на то, что нововведение повлечет дополнительные расходы как для банков, так и для клиентов, ведь сумма от 10 тыс. рублей весьма популярна для переводов. «Конечно, динамические эскроу-счета не решат проблему мошенничества, когда жертву принуждают переводить заёмные средства третьим лицам или когда на её имя оформляется кредит без ведома и согласия на то, — объясняет свою позицию один из авторов инициативы, руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгения Лазарева. — Однако мы считаем, что в сочетании с самозапретом на выдачу кредита или займа, предлагаемым Банком России, это станет серьёзным препятствием для злоумышленников и их пособников из числа сотрудников банков и МФО». Правозащитники понимают, что заморозка операций свыше 10 тыс. рублей может стать для многих потребителей элементом неудобства: любые ограничения вызывают недовольство. Однако масштаб проблемы финансового мошенничества требует решительных мер, подчеркнула эксперт.

В ЦБ РФ понимают озабоченность общественников, но предлагают идти другим путем. В Банке России напомнили, что механизм подтверждения операций работает давно, но не спасает, потому что граждане, «будучи введенными в заблуждение, все равно подтверждают денежные переводы». Регулятор предлагает защитить деньги жертвы. В частности, речь идет об уже разработанном ЦБ законопроекте, который даст потерпевшим возможность вернуть средства даже в случаях преступлений с использованием методов социальной инженерии. Для этого необходим так называемый «период охлаждения»: в течение двух дней отправитель сможет отменить перевод. Однако есть мнение, что и этот подход может не дать эффекта. «Бороться с мошенничеством необходимо на принимающей стороне, — уверен исполнительный директор InDeFi Smart Bank Сергей Менделеев. — Получил карточку в банке и передал ее мошеннику вместе с доступом — пожалуйте на 3 года в тюрьму. Задекларировал доход в 30 тысяч в месяц, а получил перевод на 500 тысяч — автоматом блокировка и пару месяцев на выяснение откуда столько денег и уплачены ли с них налоги». Эксперт уверен, что реализовать такой подход можно за неделю, было бы желание.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах