Прокачка российской нефти по южной ветке международного трубопровода «Дружба», проходящей через территорию Украины в сторону Венгрии, Чехии и Словакии, была остановлена 4 августа. Дело не в том, что у Москвы не оказалось $150 млн, чтобы рассчитаться с Киевом, а в антироссийских санкциях, блокирующих перевод аванса за поставки через европейскую банковскую систему.
Государственная компания «Транснефть» пыталась вовремя рассчитаться с украинскими транзитерами, однако Незалежная отказала российскому контрагенту, сославшись на регламент седьмого пакета санкций Евросоюза, тормозящий такого рода платежи.
Будапешт и Братислава отреагировали практически моментально – за день: решили проблему, самостоятельно заплатив за транспортировку. Поведение этих европейских государств вполне оправдано: Венгрия зависит от поставок российской нефти по трубопроводу «Дружба» более чем на 70%, а Словакия практически полностью закрывает импорт «черного золота» по проходящему из нашей страны через Украину международному транспортному каналу. Как заявили в венгерском сырьевом холдинге MOL, хотя компания располагает запасами нефти, позволяющими обеспечить внутренний спрос до начала отопительного сезона, Будапешт решил рассчитаться с Украиной за транзит из собственных финансовых источников, а также взять на себя полагающиеся посредникам комиссионные. В свою очередь, словацкая компания Slovnaft подтвердила, что транзит российской нефти через Украину по трубопроводу «Дружба» также оплачен.
Прага пока выбирает приоритеты: либо оплатить транзит через альтернативные европейские маршруты, который обойдется гораздо дороже, либо присоединиться к Словакии и Венгрии, признав, что экономические факторы гораздо важнее геополитических разногласий с Москвой.
По мнению главного научного сотрудника Института экономики РАН Игоря Николаева, затруднения в перечислении финансовых средств со счета заказчика на счета исполнителя услуг можно объяснить как бюрократическими барьерами ЕС, так и непониманием со стороны европейского бизнеса, как правильно выполнять экономические санкции, выдвинутые Брюсселем против России, чтобы самим под них не угодить. По данным отраслевых источников, отечественные финансовые организации, с помощью которых уполномоченная экспортировать российское сырье «Транснефть» пыталась оплатить поставки через Незалежную, задействовали в транснациональных операциях свои европейские представительства в Люксембурге. Последним пришлось затребовать согласие внутренних регулирующих ведомств. В результате все эти «бумажные» разногласия приобрели статус межгосударственного конфликта. Если устранение противоречий сохранится в корпоративной плоскости и дальше, то их урегулирование станет предметом двусторонних переговоров между контрагентами и послужит поводом для внесения в соглашения дополнительных технических условий.
«Основная проблема в том, что европейский бизнес не может до конца вникнуть в процедуру исполнения антироссийских ограничений. Любой шаг влево или вправо предприниматели не решаются сделать из-за опасения подвергнуться претензиям своих же политических лидеров. Венгрия и Словакия пошли по самому простому пути и согласились самостоятельно оплатить транзит через Украину. Скорее всего, Россия как-то возместит дополнительные расходы своих партнеров. Чехия, в свою очередь, может затребовать от Москвы некоторые преференции, — полагает экономист, директор по внешним связям BitRiver Андрей Лобода. — Однако любые препятствия в поставках российских энергоносителей в Европу, создаваемые Киевом, в последнее время не столько инициируют нарекания в адрес России, сколько обостряют негативное отношение европейцев к Украине».