На сей раз общепризнанный эксперт по чаю Денис Шумаков успокоил «МК»: катастрофы не произойдет. Правда, чай, как и многое другое, неизбежно подорожает — но к «Липтону» это не имеет никакого отношения. Дорожает топливо, страховка, меняется логистика...
Чай у нас действительно импортный — но зато у РФ прекрасные отношения со всеми странами, где чай выращивается. Это прежде всего Индия, на чью долю приходится от 30% до 40%, а также Шри-Ланка, Китай, Вьетнам и Кения. Другое дело, что, как с некоторой иронией заметил эксперт, «чай плывет через Одессу и Ригу». Так что с логистикой есть проблемы. Но проблемы у мирового чайного рынка начались еще с пандемии коронавируса, а были еще и проблемы помимо него.
«Некоторое время назад Шри Ланка решила поиграть в зеленую экономику и запретила ввоз сельхозхимии — у них из-за этого рухнула чайная индустрия, - рассказал Шумаков. - Потом из-за ковида порушилась вся логистика. А когда ввели санкции против России и Белоруссии, рухнул рынок минеральных удобрений. И та же самая Шри-Ланка обнаружила, что сельхозхимии, в общем-то, и нету».
А что же конкретно «Липтон», который, по данным Дениса Шумакова, занимает от 5% до 10% на российском чайном рынке? Как справедливо напомнил эксперт, «Липтон» — давно не самостоятельная чайная компания, основанная сэром Томасом Липтоном. Владельцы этого брэнда уже лет 15 назад начали сталкиваться с тем, что в мире падает спрос на дешевые или «базовые» черные чаи. Это связано с тем, что уровень жизни населения в мире худо-бедно, но все же как-то рос, а «базовый» черный чай — это первый напиток бедняков. Владельцы «Липтона», по словам эксперта, «пытались создать новый фокус потребительского внимания, перенести его на более дорогой чай - но у них это не получилось». «Ну, а тут еще хороший повод уйти с рынка: ты вроде как не слинял с рынка как неудачник, а ушел красиво, как солидный человек», - заметил Шумаков.
Между тем в современной РФ чайная («чаеразвесочная») индустрия вполне себе развита. «Оставшиеся на российском рынке компании, в первую очередь, отечественные, эту долю с удовольствием «схомячат» и будут этому только рады, - отметил Шумаков. - Потребитель этого практически не заметит. На массовом рынке фанатов какого-то одного брэнда, которые будут биться в истерике из-за того, что пропал привычный чай... я давно таких не встречал».