Системно значимые отрасли российской экономики обладают довольно небольшим слабым запасом прочности к укреплению курса рубля, говорится в материале РБК, основанном на докладе Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
Эксперты рассчитали для каждой отрасли курс рубля, ниже которого она начинает нести убытки. Наименьший запас прочности при этом выявился у производства вагонов и судов, деревообработки, добычи нефти и газа. Контролировать курс поможет стимулирование «целевого» импорта и частных инвестиций.
При росте курса до 45 рублей за доллар убытки возникают в отрасли добыча нефти, природного газа, а также фосфатов, алмазов и глины. В целом по отрасли обработки древесины и производства изделий из дерева финансовый результат станет отрицательным при курсе 53 рубля, а в производстве железнодорожных составов, воздушных и космических судов — уже при 61 рубле.
К средне уязвимым отраслям эксперты отнесли производство кокса и нефтепродуктов, металлургию, добычу угля, пищевую и мебельную промышленность. Их безубыточный курс находится в промежутке от 30 до 40 рублей за доллар. В эту же категорию экономисты также внесли химическую промышленность, производство электрооборудования, растениеводство и животноводство — эти отрасли получили бы убытки только при курсе ниже 16–28 рублей.
Наибольшую устойчивость к потенциальному укреплению курса рубля продемонстрировали добыча металлических руд, производство одежды, табачных изделий и бумаги, а также рыболовство и рыбоводство. Теоретически они способны работать без убытков даже при курсе ниже 16 рублей за доллар.
«Безубыточный» курс — условный расчетный показатель, определяющий, при каком значении обменного курса рубля сальдированный финансовый результат отрасли оказывается равен нулю. Он был рассчитан по результатам 2021 года.
В целом, полагают эксперты, свободное укрепление рубля будут сопровождать яркие проявления «голландской болезни» — то есть сжатие конкурирующих с импортом или имеющих экспортный потенциал обрабатывающих отраслей при сохранении относительной жизнеспособности в сырьевых отраслях (за счет их высокой доходности), а также перераспределение капиталов в сферу добычи и производства сырья.