Но вначале краткая хронология. 4 августа - 1994 года арест Сергея Мавроди, крушение крупнейшей финансовой пирамиды «МММ». Пострадали сотни тысячи сограждан, которые в погоне за прибылью продавали свои квартиры и скупали «мавродики».
Через год, 24 августа, «черный четверг»: в результате банковского кризиса ставки выросли до 2000% годовых. Рухнул курс рубля, ценники в магазинах стали писаться не в отечественной валюте, а в у.е., которое означало курс доллара.
Через три года, в 1998-м, дефолт: за чертой бедности в считанные дни оказалось 40% населения, зарплаты были урезаны на две трети, импортные товары подорожали до 400 %....
Если перекинуть мостик от тех дней в наши, то, наверное, в череду экономических потрясений можно записать 29 августа 2018 года, когда Владимир Путин дал отмашку на повышение пенсионного возраста для россиян. Что, в общем и целом, также негативно отразилось на социальном самочувствии.
Отдельным блоком стоят другие важные события, которые, увы, тоже произошли в августе. Это и знаковые техногенные катастрофы, начала военных конфликтов, авиа- и морские катастрофы…
В общем, череда зловещих ассоциаций не дает расслабиться в преддверии наступающего августа – особенно, на фоне текущей напряженной геополитической обстановки и «войны санкций». В сетях полно страшилок про дефолт, который нам то-ли объявили, то-ли вот-вот объявят из-за непогашения обязательств по евробондам. И даже про гиперинфляцию, которая неминуемо наступит в сложившейся экономической ситуации. Страшно, аж жуть…
Ну и если уж эти потрясения произойдут, то конечно же в августе, когда еще!
Но все-таки, чтобы оценить вероятность наступления этих событий, мы предпочли обратиться не к «раскаленным» от слухов соцсетям, а к эксперту - доктору экономических наук, главному научному сотруднику Института экономики РАН Игорю Николаеву.
- В преддверии приближающегося августа многие бояться гиперинфляции - мол, неспроста ЦБ затеял обновление дизайна некоторых банкнот: глядишь, какие-то из них и вовсе выедут из обращения... На ваш взгляд, это реально?
- Такой сценарий абсолютно исключен. У нас крепкий рубль, сильнейший платежный баланс. Цены на нефть и другие энергоносители выросли. Их поставки в физическом объеме хоть и сократились, но валюты от экспорта поступает достаточно. Плюс есть наше требование к другим странам расплачиваться в рублях. Сильный рубль - одна из причин до сих устойчивой, несмотря на сильнейшие санкции, экономики.
Свою стабилизирующую роль играют и другие факторы. Например, сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию или ограничение по экспорту продукции металлургии, деревообработки. В результате, больше товаров сырьевого характера поступает на внутренний рынок, что сдерживает рост цен и тормозит инфляцию.
Важный фактор - снижение потребительской активности населения. В последнем обзоре Центробанк обращал на это внимание. Если снижается спрос, производители и продавцы не повышают цены.
О какой гиперинфляции можно говорить? Да, нынешняя инфляция по итогам года будет достаточно высокой, в пределах 15 % за год…
- А при каких значениях начинается гиперинфляция?
- При астрономических. Классика - от 50% - причем не за год, а за месяц. В 1992 году по стране «шарахнули» 2500% в год. Или вспомним дефолт 1998 года, когда наш рубль за месяц обесценился почти в три с половиной раза - с 6 рублей до 21 за доллар.
- Вот от дефолта, который нам сегодня пытаются объявить из-за евробондов, некоторые аналитики тоже не ждут ничего хорошего. Проводят параллели с дефолтом августа 1998 года.
- Да, прошло уже 24 года…
- А старшее поколение помнит, как вчера, все эти очереди у банковских касс, резкое падение рубля, судорожное переписывание ценников в магазинах… Нынешнюю ситуацию уместно сравнивать с теми событиями?
- Не вижу ничего общего. В 98-м дефолт объявило само правительство России, оно отказалось от обязательств по госдолгу. Сейчас наша страна его не признает, и даже если Запад его объявит, будет оспаривать это решение в судах. Мы везде подчеркиваем, что можем расплачиваться по еврооблигациям, но нам не предоставляют такую техническую возможность. Что есть истинная правда и в мире это прекрасно понимают. Даже если будет признание дефолта и дело дойдет до судов, у России есть все шансы доказать, что реального дефолта не было, он спровоцирован внешними силами - известно какими.
- Но представим, что дефолт объявят, он станет реальностью. Что изменится в нашей жизни и в экономике страны?
- Одномоментно мы его вообще не заметим, ничего не произойдет. Это длинная история, она должна пройти все стадии, кросс-дефолты. У инвесторов есть понимание, что дефолт организован недружественными государствами, России просто не дают возможности расплатиться. Выяснение отношений может затянуться на месяцы, если не на годы. Повторяю: дело уйдет в суды и это еще большой вопрос - чью сторону займет Фемида, у нас позиция крепкая.
- Что будет с рублем в августе? Он рухнет?
- Ни в коем случае. Наша национальная валюта имеет крепкую базу, о которой я уже сказал. Будет ослабевать, что мы сегодня и видим, доллар сейчас стоит не 50 рублей, как еще месяц назад, а 60 с «хвостиком». Федеральная резервная система в Америке подняла ставку, значит, доллар укрепится, что автоматически ведет к ослаблению рубля. Но никаких обвалов не случится.
Есть все основания полагать, что нынешний август не принесет нам никаких экономических потрясений. Будем надеяться, что локдаунов из-за пандемии коронавируса не случится, страна будет работать в обычном ритме. Хотя ситуация в российской экономике вряд ли будет улучшаться. Но это не августовская новость…
Читайте также: "Что нового ждет россиян в августе: пенсии, оружие, спорт"