- Судя по тому, что пишет пресса, в турецкой экономике и финансовой системе сейчас чуть ли не катастрофа. Особенно, после того, как в конце прошлого года турецкая лира потеряла 70% своей стоимости по отношению к доллару. Все действительно так плохо?
- Ну, я бы не говорил о катастрофе. Начну с того, что за последние 15-20 лет Турция добилась впечатляющих успехов в экономическом развитии. С конца 1990-х - начала 2000 годов Анкара взяла курс на интеграцию с Евросоюзом, и много сделала для достижения этой цели. Таможенные барьеры удалось снять. Европейцы разместили в Турции массу своих производств. И при прочих равных у страны были тогда хорошие перспективы стать своего рода европейской Мексикой, которая сегодня развивается невероятно быстро и, похоже, года через два-три обойдет по объему экспорта США и Китай. Но в итоге Турция пошла несколько иным путем. Во-первых, политически она отказалась от сближения с европейцами, обвинявшими ее в нарушениях прав и свобод. Во-вторых, в экономической политике она сделала упор, скажем так, на «собственные силы». То есть ставка была сделана не на западные компании, которые приходили в страну, а на свои национальные.
Однако, несмотря на замедление темпов роста в 2018-2019 годах, Турция даже в ковидное время не допустила падения ВВП. В 2010-2021 годах средний темп его прироста составлял 5,9% в год (в 2021 г. - 11%), а подушевой ВВП увеличился с 2000 года с $9,6 тысяч до более чем $30 тысяч - с учетом паритета покупательной способности валют. В 2022-м экономика предположительно вырастет более чем на 3,5%. Причем в первом квартале промышленность прибавила 7,4%, сфера связи и коммуникации - 17%, банковский бизнес - почти 25%. Турция - развитая экономика с вполне конкурентоспособными товарами. Экспорт из страны с 2010 года вырос более чем на 80%. По итогам текущего года Турция станет вторым по масштабу товарооборота торговым партнером России - при том, что в 2021-м была всего лишь пятым. И если кто-то считает, что Турция отправляет нам только помидоры и зелень, то это не совсем так. В прошлом году на оборудование, машины, транспортные средства и электронику пришлось 32,4% турецких поставок в Россию - причем эти товарные позиции составили лишь 1,13% российского экспорта в Турцию. Так что в отношении Турции мы - такая же сырьевая колония, как и в отношении Европы или Китая.
- В июле 2016 года часть турецких военных предприняла попытку совершить государственный переворот. Президент Эрдоган ее пресек и стал закручивать гайки, укрепляя свою единоличную власть. На экономике это как-то отразилось?
- В 2016-м экономика серьезно замедлилась - приблизительно вдвое по сравнению со средними темпами роста 2010-2015 годов. Собственно, именно с этого времени Эрдоган окончательно решил регулировать ее в ручном режиме. Влияние президента на центральный банк Турции заключалось в том, что он последовательно выступал против увеличения процентных ставок. Бороться с инфляцией ради поддержания курса лиры он не хотел. Летом 2019-го он уволил главу Банка Турции Мурата Четинкаю, выступавшего против снижения ставок - и они упали с 24% годовых до 8%. Последствия не заставили себя ждать: если летом 2016 года доллар стоил около трех лир, то в 2020-м - 7-8 лир. Сейчас доллар торгуется на уровне 17,8 лиры, а ставка Банка Турции находится на уровне 14% годовых при инфляции свыше 70%. Главный тезис Эрдогана заключается в том, что не надо ограничивать предложение кредитов для бизнеса и населения. На самом деле, это не такая уж безумная политика, поскольку на фоне падения курса страна стала невероятно дешевой в плане товаров и услуг. Да, инфляция действительно очень высокая (по данным Института статистики Турции, в июне она составила 78,62%, только за месяц рост потребительских цен достиг 4,9%). Но экономика растет - и, более того, инфляция на три четверти компенсируется ростом доходов населения. Это, конечно, немного нетрадиционная, но не ужасная ситуация.
- Абсолютным приоритетом для Эрдогана является экономический рост. С этой целью он лишил турецкий ЦБ всякой самостоятельности в монетарной политике, создав в стране, по сути, управляемую им единолично «эрдоганомику». Такая модель эффективна?
- Конечно, никто не хочет, чтобы цены росли. Однако даже оппозиция, резко критикующая политический курс властей, не имеет никакой альтернативной экономической программы и не стремится вступать в полемику с президентом на этот счет. Турция остается страной с крупной и развитой экономикой, занимающей 11-е место в мире по размеру ВВП, рассчитанному с учетом покупательной способности. Надо иметь в виду, что Турция, в отличие от Западной Европы, не имела больших пакетов антикризисной поддержки. Скорее всего, Эрдоган надавил на ЦБ именно потому, что доступ к кредитам был важнейшим условием выживания экономики. Думаю, здесь сошлось много факторов, и бесконечно продолжать такую политику нельзя, но я бы не стал преувеличивать масштабы проблем. В сентябре прошлого года я пару дней провел в Турции, и у меня не сложилось впечатления, что народ там чем-то глубоко возмущен. На экономической платформе создать оппозицию Эрдогану сейчас невозможно. Не надо забывать о непростом для страны геополитическом фоне: европейцы не любят ее за строптивость и ситуацию с правами человека, с Америкой у Анкары наблюдается постоянный и продолжительный конфликт, да и в отношениях с Москвой случается всякое.
- Допустим, с экономикой дела обстоят неплохо. Но уж внутренних политических проблем в Турции хватает, не так ли?
- Общество очень сильно расколото - между городским и сельским населением, между сторонниками и противниками Эрдогана. Большие города его не любят - в Стамбуле, к примеру, выборы мэра постоянно выигрывают люди, откровенно оппозиционно настроенные к президенту. Что касается недовольства граждан на экономической почве, оно, повторю, не настолько велико, как может показаться. Кроме того, сейчас в Турции (как и в России) поддержка правительства определяется геополитическими факторами: Эрдоган позиционирует себя как строителя новой Османской империи – его интересы проявляются и в Сирии, и в Ливии, и по всему Ближнему Востоку. Недавняя успешная деоккупация большей части Карабаха войсками поддержанного Турцией Азербайджана указывает на то, кем хочет видеть себя Анкара в Закавказье. Все эти успехи, несомненно, являются важным средством популистской консолидации.
- Можно ли считать Турцию одним из главных бенефициаров нынешней конфронтации между Россией и Западом?
- Несомненно, и вот по каким причинам. Как мы знаем, крупнейшие мировые автоконцерны заявили о приостановке поставок в Россию машин и запчастей. Какие тут есть варианты? Представим, что Киргизия, которая всегда покупала для себя не больше 50 автомобилей Volkswagen в год, вдруг затарилась запчастями на 6 тысяч машин. Разумеется, это вызовет массу вопросов. Турция - рынок намного более мощный, сопоставимый по масштабу с российским. И если страна начнет завозить в год процентов на двадцать больше автомобильных комплектующих, запчастей, на Западе к этому могут отнестись спокойно. У Турции с европейцами режим свободной торговли, она может заказать у них любое количество запчастей к каким-нибудь топливным котлам, электрооборудованию, чему угодно. Товар доставят в Анкару или Измир, а дальше на грузовиках он доедет «куда надо». Если только Турция не переругается с Россией на какой-нибудь политической почве (например, сирийского конфликта или слишком активной защиты интересов Украины). Но пока я вполне допускаю, что страна претендует на роль транзитного моста между Россией и остальным миром. В основном через нее пойдет волна поставок по «параллельному импорту». Из Китая будет поступать собственно китайская продукция, а вот товары западного производства будут приходить полулегальным образом через Турцию.
- В каких сферах Турция может оказаться полезной подсанкционной России в первую очередь - туризм, поставки овощей-фруктов, что-то еще?
- Ну, овощи и фрукты в необходимом для себя объеме Россия найдет не только в Турции, это не так уж сложно. Проблемы туризма, зарубежного отдыха связаны с дороговизной поездок, с недостатком у людей средств прежде всего, и никакого роста потока отдыхающих в этом году не будет - пусть даже цены в Анталье сейчас в разы ниже, чем на курортах Краснодарского края. Для россиян сейчас недоступно дорогими становятся авиаперелеты. Но как поставщик своих товаров и продукции других стран Турция может быть для России исключительно интересным партнером. Понятно, что о вещах стратегических, типа газовой турбины Siemens, речи нет. Турки будут поставлять западные товары, чьи запасы на складах в России заканчиваются, но в то же время не попавшие под санкции. А к этой категории относится процентов девяносто продукции, которая уже исчезла или находится в процессе исчезновения в РФ (из-за прекращения поставок иностранными компаниями). Скажем, собирающий у себя айфоны Китай не будет поставлять их напрямую: гаджеты законтрактованы, их продает в своих фирменных магазинах по всему миру компания Apple (а не КНР), и на этом этапе от цепочки ничего «откусить» не получится. А вот когда партия айфонов доберется из Китая, условно, до Бразилии, там какую-то ее часть можно перекупить, отправить в Турцию, а оттуда - в Россию. Так что совершенно не случайно товарооборот России и Турции в 1 полугодии текущего года составил $30 млрд против $33 млрд за весь 2021-й.
- В мае бюро промышленности и безопасности США (BIS) обновило список лайнеров российских авиакомпаний, в отношении которых действуют ограничения, связанные с экспортным законодательством США. Там присутствуют все самолеты Boeing, задействованные для рейсов в Турцию. Мера делает невозможным любое их обслуживание на турецкой территории, включая заправку в аэропортах. Как это повлияет на туристические перевозки?
- Думаю, никак. Во-первых, сейчас, насколько мне известно, российские авиакомпании используют на турецких направлениях в основном Superjet-100 и в некоторых случаях Airbus. Плюс к этому российские направления довольно интенсивно обслуживаются турецкими авиакомпаниями, на которые никакие ограничения не распространяются. Во-вторых, не исключено, что период самых жестких авиационных санкций остался позади: Европейский Союз фактически разрешил поставки и обслуживание в рамках программы обеспечения минимальной безопасности для пассажиров. Однако, повторю, огромный спрос на полеты в Турцию - в том числе и транзитных - резко поднял цены на билеты, так что проблема состоит в недоступности перелета по финансовым причинам, а не техническим или политическим.
- Турция планирует продолжать сотрудничество с Россией по газу, а также по атомной электростанции «Аккую», заявил на днях Эрдоган. А что, возможны варианты?
- О каких-то проблемах на этой почве я не слышал. Какие здесь могут быть иные мотивы? У европейцев нет санкций в отношении газового сектора, в седьмом пакете об этом ни слова. В Турцию ведут «голубой» и «турецкий» потоки, их наполнение в прошлом году стало почти рекордным, в этом пока о каких-то сложностях тоже не говорилось.
Основные показатели экономики Турции
(по состоянию на июнь 2022 г.)
Объем ВВП $815 млрд
Годовой темп роста ВВП 7,3%
ВВП на душу населения $13 251
ВВП на душу населения по ППС $31 252
(паритет покупательной способности).
Уровень инфляции за год 78,62%
Продовольственная инфляция 93,9%
Уровень безработицы 10,9%
Процентная ставка 14%
Международные валютные резервы $59,9 млрд
Золотые резервы 431 тонна
Государственный долг $192,6 млрд
Минимальная месячная заработная плата $281,1
Возраст выхода на пенсию мужчин и женщин 60 лет и 58 лет
Из открытых источников