В июле и августе, по словам бен Салмана, королевство может увеличить нефтедобычу на 50% больше, чем ранее планировало. Дополнительно на рынок поступит около 170 тыс баррелей. Объявленные 13 млн баррелей — это предел саудовских мощностей. После достижения этой планки производственные возможности страны будут исчерпаны, заявил принц.
В настоящее время Саудовская Аравия выдает на-гора немногим более 11 млн баррелей в сутки. Ранее госкомпания Saudi Aramco утверждала, что способна открыть нефтяные краны до предельной планки, но не уточняла, в какие сроки сможет выполнить свое обещание. Причем для такого скачка саудитам, по сути, придется играть на два фронта. Для удовлетворения внутренних потребностей и высвобождения дополнительных объемов для поставки на мировой, в том числе американский рынок стране придется нарастить импорт российского «черного золота». Буквально накануне переговоров Байдена с бен Салманом агентство Reuters сообщило, что весной и в начале лета Эр-Рияд удвоил импорт сырья из нашей страны, поскольку собственные ресурсы не могли угнаться за растущим спросом на энергоносители. В целом в этом году Россия нарастила отгрузку нефти в страны Ближнего Востока с 40 тыс. в феврале до 155 тыс. баррелей в сутки в июне, обновив тем самым экспортный рекорд шестилетней давности.
Между тем, чтобы не сесть в лужу и подтвердить свои посулы Вашингтону на деле, Саудовской Аравии сначала придется получить одобрение ОПЕК+, в состав которого входят как Эр-Рияд, так и Москва. До сих пор участники альянса придерживались условий заключенного в 2018 голу соглашения и повышали добычу сырья в согласованных тогда пропорциях. На последнем саммите картель увеличил августовское производство на 648 тыс. баррелей в сутки, из которых на долю саудитов пришлось 171 тыс. «бочек». Эр-Рияд наравне с Москвой является сопредседателем ОПЕК+, и вплоть до настоящего времени в позициях лидеров не наблюдалось разногласий. После контактов Саудовской Аравии с Белым домом отношение Кремля к ближневосточному партнеру может измениться. Многие члены альянса также могут воспротивиться намерениям саудитов нарастить добычу, поскольку существующие цены и так позволяют им получать сверприбыли, а значительное увеличение объемов на рынке грозит привести к падению котировок «черного золота». Кроме того, если на такой шаг пойдет только один участник альянса, то вся сделка окажется под сомнением. Выяснение отношений по этому поводу между участниками альянса может произойти 3 августа, на очередной встрече министров ОПЕК+.
«Рынок не ощутил серьезных последствий от предварительных договоренностей США со странами Персидского залива, – отмечает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. – Накануне переговоров цены на углеводороды немного снизились, но затем стоимость барреля вновь перешагнула планку в $100. С середины июня нефтяные котировки упали на $25, но главная причина этого – не в нарушении баланса спроса и предложения, а в рецессии, то есть спаде деловой активности (и, как следствие, спросе на энергоносители) в странах ЕС и США».
По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергобезопасности Игоря Юшкова, саудиты сделали всего лишь небольшую поблажку Вашингтону. «Бен Салман не давал конкретных обещаний Байдену, что оперативно увеличит добычу до 13 млн баррелей, а лишь обозначил потолок производственных возможностей королевства. Если бы Эр-Рияд действительно нарастил добычу до такого уровня, то стоимость «бочки» тут же упала бы до $60-70. В свою очередь, 50-процентная прибавка к ранее объявленному повышению добывающих объемов означает, что Saudi Aramco в июле-августе повысит свои мощности совокупно не на 342 тыс, а на 512 тыс баррелей, в результате чего котировки барреля снизятся не более чем на несколько долларов», – уверен эксперт.