МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Пивовары России сообщили Путину об опасности обязательной маркировки

Согласно постановлению правительства, с 2018 года в России появилась обязательная маркировка продукции. По закону все подпадающие под его действие товары и продукты подлежат обязательному нанесению специальных средств идентификации.

Фото: drobotdean. ru.freepik.com

Власти убеждены: мера позволит избавиться от контрафактной продукции посредством контроля цикла движения товаров от производителя до покупателя. В сфере продуктов питания первой в России стали маркировать молочную продукцию, позже к обязательной идентификации подключились бутилированная вода и еще два десятка товарных групп.

В конце января 2022 г. опубликованы проекты постановлений правительства о начале экспериментов по маркировке в отношении следующего ряда товаров и продуктов. Среди них безалкогольные напитки и соки, фруктовые и овощные пюре, корм для домашних животных, некоторая алкогольная продукция, пищевая рыбная продукция и консервированные продукты. Российские пивовары обратились с открытым письмом к президенту России Владимиру Путину. В нем говорится о резком сокращении объемов выпуска пива в стране, о росте цен и о крупных финансовых издержках для производителей.

Опасения российского бизнеса

В феврале Комитет ТПП РФ по развитию АПК провел "круглый стол" на тему введения обязательной маркировки. Представители бизнеса выразили озабоченность происходящей ситуацией. Судя по данным Роскачества, на сегодняшний день контрафактной продукции в отрасли мясных консервов и кормов для домашних животных не выявлено. Участники пивного рынка отмечают: подделывать пенный напиток просто не выгодно. Его производство – это сложный процесс с массой технологических тонкостей.  

Представители бизнес-сообщества отмечают, что целесообразность добавления к программе маркировки новых товарных групп не исследована. При этом на плечи производителя ложится дополнительная финансовая нагрузка.

По подсчетам молочной отрасли, стоимость оснащения маркировочным оборудованием одного предприятия достигает порядка 200–300 млн рублей, в зависимости от объема производства. Представители рынка подсчитали – ежегодные расходы предприятий отрасли на маркировку сегодня достигают 12 млрд рублей. А это около третьей части годовой прибыли всех молочных предприятий России.

Маркировка воды в таре также снизила производительность предприятий на 30%. Похожая ситуация - и в сфере кормов для домашних животных. По подсчетам экспертов, при оптовой цене недорогих наименований в 8–12 рублей цена конечного продукта после маркировки вырастет на 60 копеек.

Санкционное оборудование

Как утверждают в открытом письме к президенту российские пивовары, оборудование, необходимое для проведения маркировки продукции, поставляется из недружественных для России стран.

Производителями основных компонентов систем маркировки выступают США, Германия, Италия, Япония и Тайвань. Сегодня российские операторы маркировки работают на основе импортного оборудования. Как указывают представители пивной отрасли, поставки уже заблокированы из-за экспортных санкций со стороны стран Запада.

При этом отечественное оборудование для маркировки и комплектующие для его эксплуатации не представлены в достаточном объеме на российском рынке. И поломка, задержка в поставке или введение новых санкций смогут полностью остановить процесс нанесения маркировки на продукцию.

Критическая нагрузка на отрасль

Пивовары бьют тревогу. Добавление пива в программу обязательной маркировки окажет негативный эффект. Ожидается, что мера приведет к сокращению выпуска пива в России как минимум на 20–30% с пропорциональным сокращением акцизных отчислений в бюджет государства.

По подсчетам экспертов, только себестоимость пивоваренной продукции возрастет более чем на 10%. Такие показатели негативно отразятся и на общей инфляции в стране. Пивоваренные предприятия во многих регионах страны выступают в роли главных налогоплательщиков, отмечается в открытом письме. Обязательное нанесение кодов на продукцию сделает пивоваров заложниками поставщиков маркировочного оборудования и технологий из недружественных стран.

Сегодня для пивоваренных предприятий наступили не самые лучшие времена. Западные поставщики прекращают поставки необходимого для производств оборудования и запчастей. Эксперты говорят о большом шансе прекращения поставок зарубежного хмеля, которому пока также нельзя найти альтернативу. Компании сталкиваются с дефицитом и ростом стоимости пивоваренного солода, стеклянной тары, алюминиевых банок, ПЭТ-упаковок. Дорожает и становится дефицитной углекислота, кронен-пробка, этикетка. Ряд предприятий сталкивается с риском остановки производства.

Пивовары настаивают в обращении к президенту – необходимости в маркировке их продукции нет. Избыточная мера контроля, по их мнению, расходится с озвученным курсом Правительства по созданию благоприятных условий для бизнеса в России. Ведь пивоваренная отрасль уже несколько лет эффективно контролируется посредством Единой государственной автоматизированной информационной системы – ЕГАИС. С помощью ЕГАИС можно закрывать все задачи маркировки – от поштучного учета производства и оборота пивоваренной продукции до ее детального отслеживания без дополнительных нагрузок на бизнес.

Полмиллиона рабочих мест и 170 млрд рублей налогов под угрозой

Профессиональное пивоваренное сообщество не имеет возможности вести конструктивный диалог с Правительством. Представители отрасли убеждены, что маркировка пивоваренной продукции сделает бизнес в России выгодным для зарубежных производителей. При этом под удар попадет государство и миллионы любителей пенного напитка.

Как указывают пивовары, постоянных потребителей пива в России насчитывается свыше 70 миллионов россиян. Отрасль стабильно предоставляет более полумиллиона рабочих мест, а ежегодные акцизные отчисления в региональные бюджеты превышают 170 млрд рублей. В открытом письме президенту председатель Совета Союза российских пивоваров Бриман попросил пересмотреть решение ввести маркировку пивоваренной продукции средствами идентификации, которая дестабилизирует функционирование большинства пивоварен страны.

«Полагаем, что в сложившихся условиях частные инвестиции и организационные усилия Правительства РФ должны быть направлены на ускоренное развитие российского машиностроения для пищевой промышленности и воссоздание хмелеводческой отрасли в России. Уверены, что решение этих насущных задач в полной мере соответствует стратегическим интересам общества и государства!» – отметил Бриман.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах