Два законопроекта на эту тему уже на следующей неделе могут стать законами - по крайней мере, спикер Вячеслав Володин 1 июля провел совещание с главами профильных комитетов, и поручил им к Совету Думы 4 июля, когда будет обсуждаться повестка последних пленарных заседаний весенней сессии, подготовить все необходимые документы.
В тех случаях, когда в стране на основании Конституции введено и действует военное или чрезвычайное положение, разного рода мобилизационные меры в экономике предполагаются, и возможность их введения давно прописана в разных федеральных законах.
Но сейчас в России ни военное, ни чрезвычайное положение не объявлено, а в действующих законах ничего не говорится про особенности жизни и работы во время спецопераций. При этом «в условиях проведения Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории Российской Федерации, в частности специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, возникает краткосрочная повышенная потребность в ремонте вооружения и военной технике и обеспечении материально-техническими средствами», - говорится в пояснительной записке к одному из внесенных законопроектов.
Чтобы оперативно удовлетворить эти потребности, «особенно» с учетом санкций, нужно «временно сосредоточить усилия в отдельных отраслях экономики (на отдельных направлениях), дозагрузить производственные мощности организаций оборонно-промышленного комплекса, включая мобилизационные», и организовать обеспечение поставок в рамках гособоронзаказа, полагает правительство.
Оно и решит, где именно, в каких отраслях и участках, на каких предприятиях дополнительные усилия потребуются. Предлагается дать право кабинету министров принимать решения «о введении специальных мер в сфере экономики», а также порядке их финансирования и материально-технического обеспечения. Соответствующие изменения будут внесены в закон «Об обороне».
Одновременно изменения планируется внести в действующие законы о государственном оборонном заказе и госзакупках. Чтобы ускорить сроки заключения контрактов по гособоронзаказу, в случае объявления правительством специальных мер в сфере экономики, отдельные юрлица получат право закупать продукцию или услуги у единственного поставщика, без всяких конкурсов. Если МЧС, МО, ФСБ или Росгвардия предложат - количество товара, объем работы или услуги могут быть пересмотрены в сторону увеличения или уменьшения. Допускается и пересмотр предусмотренных контрактом цен на товары и услуги.
Более того: организации, неважно - государственные или коммерческие, в подобных ситуациях не вправе будут отказываться от заключения государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг «по обеспечению проведения контртеррористических и иных операций за пределами территории Российской Федерации Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами».
В реализации спецмер в экономике будут участвовать и федеральные органы исполнительной власти, и региональные, и муниципальные - в пределах своих полномочий.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту написано, что никаких дополнительных ассигнований из федерального бюджета не потребуется, всё будет делаться в рамках заложенных в бюджет 2022-24 года сумм и лимитов в рамках гособоронзаказа, доведенных до МЧС, МО, ФСБ и Росгвардии.
В правительстве также уверены, что никаких социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для бизнеса, принятие законопроекта о специальных мерах не повлечет: об этом тоже говорится в пакете документов, подписанном премьер-министром Михаилом Мишустиным. Между тем одна из этих спецмер - право правительства устанавливать особенности правового регулирования трудовых отношений «в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах». Отдельным законопроектом вносятся изменения в девять статей Трудового кодекса - их «концептуально поддержала» трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в которую входят представители правительства, профсоюзов и объединений предпринимателей.
Что это за изменения, о существовании которых неплохо знать российским трудящимся в самых разных сферах экономики, и не только?
В обычной жизни сверхурочная работа (не больше 4 часов в течение двух дней подряд и не больше 120 часов в год) допускается с письменного согласия работника. Без его согласия, в приказном порядке, сверхурочная работа разрешена в условиях катастроф, военного и чрезвычайного положения, а также в тех случаях, когда под угрозой системы жизнеобеспечения. Теперь можно будет привлекать к обязательным сверхурочным и в случае введения тех самых спецмер во время спецопераций.
В обычных условиях если работа сменная, то график должен доводиться до сотрудника не позднее чем за месяц, и работать больше двух смен подряд запрещено. В случае введения спецмер эти правила могут быть нарушены. И закрепленная ТК обязательная длительность непрерывного еженедельного отдыха не меньше 42 часов (если иное не оговорено в трудовом договоре) тоже.
Можно будет в приказном порядке, без согласия работника привлекать к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время, переносить ежегодный оплачиваемый отпуск, дробить его, отзывать из отпуска в случае необходимости, или заменять отпуск денежной компенсацией.